ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Тут надо заметить, у нас в семье все несколько "повернуты" на экономии. Лампы по всей квартире энергосберегающие. Люстра включается редко и ненадолго – всюду местное освещение. Выключать ненужный свет настолько вошло в привычку, что я делаю это даже в гостях, к немалому своему смущению. Ну, что вся бытовая техника в доме по классу энергосбережения A, можно и не уточнять.
Нет, я уверена, что резервы экономии еще остались. Но искренне не понимаю, как можно сократить траты вдвое, до норм энергетиков. Однако это не самая большая загадка. Дело в том, что моей соседке, по всей квартире которой свет горит до глубокой ночи, а в прихожей и вовсе не выключается, пришла такая же квитанция. На ту же сумму.
О непрозрачности коммунальных тарифов я уже писала. Но и с энергетиками случился некоторый конфуз. При расформировании РАО "ЕЭС России" энергосети отдавались частным структурам в надежде, что бизнес начнет вкладывать деньги в их модернизацию. Ради этого государство пошло на многое. В том числе на значительное повышение тарифов в кризис, хотя нам когда-то обещали, что с появлением рынка электроэнергии тарифы станут более вменяемыми, а надежность энергосистем повысится. Увы, энерготарифы подобрались к уровню американских, а вот качество услуг быстро сближается с африканским. Когда половина Подмосковья на новогодние праздники осталась без света, это даже не стало предметом жесткого разговора. Сказали – стихия, и на этом все успокоилось. Что ж, теперь сводки о том, что то в одном, то в другом регионе целые районы оказываются обесточены по несколько дней, уже стали обыденностью.
Но есть и обнадеживающая новость. На днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала проект поправок в законодательство – так называемый третий антимонопольный пакет. В нем среди прочего предлагается наказывать участников оптового и розничного рынка электроэнергии за действия, экономические и технологические, которые повлекли значительное изменение цен. С учетом ужесточения ответственности за манипуляции ценами (в том числе на торгах) и установление монопольно высокой цены, можно говорить о том, что у властей вновь появляется новый мощный инструмент давления на тарифы и контроля тарифообразования.
Подтверждает тенденцию и то, что в пакете поправок есть еще одна новация: предлагается признать естественными монополиями (со всеми вытекающими последствиями – от контроля деятельности до утверждения тарифов на федеральном уровне) услуги по водоснабжению и канализации.
Политологи говорят, что обратить внимание на тарифы антимонопольщиков заставило беспокойство правительства. Их нескончаемый рост уже стал серьезным раздражителем для населения. В предвыборный период это нежелательно. А в условиях, когда маховик инфляции и так раскручивается – как по причинам глобального характера, так и из-за местных особенностей бизнеса, – неудержимый рост тарифов становится опасным.
Возможно, эксперты правы. Но мне хотелось бы, чтобы на этот раз возврат к государственному ценовому регулированию был не просто дежавю, а послужил, наконец, повышению прозрачности коммунальных монополий. Для этого нужно немного: законодательно установить, какие факторы могут влиять на тарифы (и тогда наши деньги перестанут тратиться на бонусы топ-менеджерам и выездные корпоративы); обязать любое обоснование тарифов проходить через экспертизу независимых экспертов (в числе которых обязательно должны быть представители обществ по защите прав потребителей); обязать монополии раскрывать расходы, сделанные из средств, поступивших по тарифным платежам – хотя бы на своих ведомственных сайтах. Если все это будет сделано, то возврат к госрегулированию можно только приветствовать. Если нет – возврат к Госплану закончится просто: после выборов притормозившие тарифы рванут вверх с новой силой.