Ударники 10-й пятилетки. Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Смысл идеи на первый взгляд прост: если бюджетник работает эффективно, платить ему будут больше, если неэффективно – меньше. Между тем присутствовавшие на обсуждении эксперты так и не смогли понять, что в понимании авторов идеи означает "эффективно"? И, собственно, так ничего толком и не придумали.
Например, директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов напомнил, что и сейчас в труд бюджетников заложено понятие эффективности – зарплата врача напрямую зависит от количества принятых больных, учителя – от "часов". "То есть, имеются количественные критерии, но не имеется качественных", – отметил эксперт.
Оценить же эффективность труда врача по количеству вылеченных больных так же невозможно, как и оценить труд учителя по результатам ЕГЭ или по количеству медалей. "Согласно исследованиям, результаты ЕГЭ зависят не столько от работы учителя, сколько от контингента: школы, где учатся дети геологов, сдают ЕГЭ лучше, чем те школы, в которых учатся дети оленеводов", – говорит Владимир Климанов.
Самое страшное, отметили эксперты, случится, если эффективность работы бюджетников поручат оценивать их начальникам – тогда хорошие зарплаты в первую очередь получат подхалимы и любимчики. Ну, разумеется, и сами начальники.
Секретарь Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов привел такой пример: "Это уже не первая попытка реформировать оплату труда бюджетников, и всякий раз реформа прекращалась из-за того, что то, что задумывалось, не получалось. Или получалось совсем другое". По словам профсоюзного деятеля, сегодня стимулирующая часть составляет до 70% от зарплаты. "Казалось бы, колоссальный стимул – аж 70%! Но в итоге человек получает каждый месяц разную зарплату, совершенно не зависящую от того, как он в этом месяце работал", – констатирует Олег Соколов.
В некоторых регионах начальники должны определять своим подчиненным зарплату, исходя из 80-ти критериев (в лучшем случае таких критериев – 30-40). Сюда входит и участие в самодеятельности, и патрулирование улиц, и так далее. Поэтому получается некая не известная никому формула, которую ни один начальник пока не смог рассчитать. В итоге начальники назначают подчиненным зарплаты "от балды" либо платят любимчикам побольше.
А больше всего начальники боятся обидеть себя, любимых: "Благодаря этой стимулирующей надбавке начальники выписывают себе зарплаты по 2 млн руб., тогда как подчиненные получают по 10 тысяч", – возмутился Олег Соколов.
В Федерации независимых профсоюзов считают, что реформу надо проводить в обратную сторону: отдавать большую часть зарплаты на "авантюризм начальников и местных чиновников" – несправедливо. Именно твердый оклад должен составлять основную часть зарплаты, "иначе мы ничего не добьемся, получится очередная смена названия".
Профсоюзы также настаивают на том, что базовая часть зарплаты (оклад) должна быть четко привязана к квалификации, а не к региону, как сейчас. По словам академика Международной академии труда и занятости Николая Волгина, сегодня по дифференциации оплаты труда бюджетников Россия занимает одно из первых мест в мире (в позорном списке): у нас бюджетник в одном регионе может получать в 30 раз больше, чем такой же бюджетник в другом регионе. "Для сравнения: в Швеции максимальная разница один к четырем. Одинаковый труд оплачивается одинаково – что на севере страны, что на юге", – отметил Волгин.
В конце концов на пресс-конференции решили, что если уж оценивать труд бюджетника, то это должны делать простые граждане или трудовой коллектив. Но никак не начальник.
Одна из возможных схем такая: приходит бабушка на прием к участковому терапевту и на выходе из поликлиники кидает в специальный ящик листочек, в котором оценивает работу врача. Впрочем, и здесь не все гладко – бабушкам может больше нравиться тот врач, который чаще улыбается, а не тот, который грамотно лечит.
Одним словом, как ни возьмись оценивать эффективность, все ерунда какая-то получается. Поэтому под занавес пресс-конференции Олег Соколов заметил, что реформа, возможно, опять провалится и это подогреет недоверие к власти – а в России, как известно, очень много бюджетников.
Опрос: Нужна ли реформа бюджетникам?