Мигранты пришлись Турции ко двору

Читать в полной версии →
После парижских терактов у европейских стран заметно поубавилось гостеприимства и они предпочли откупиться от опасных гостей. Задача не пропустить волну беженцев дальше на материк поставлена перед Анкарой, а ЕС готов заплатить

Практически сразу после достижения в минувшие выходные договоренностей по контролю за "сирийским" миграционным потоком, который до сих пор практически беспрепятственно перетекал в Западную Европу, Турция продемонстрировала готовность к их исполнению. Уже в начале недели на границе с Грецией, у города Айваджык провинции Чанаккале, силами турецкой береговой охраны были задержаны около 1300 беженцев и трое их проводников, намеревавшиеся перебраться в Европу. Среди них были не только сирийцы, но и иракцы, иранцы и афганцы. Турецкие власти заявили, что это крупнейшая операция такого рода за последние несколько месяцев. "Выловленные" мигранты доставлены в репатриационный центр, впоследствии многие из них могут быть депортированы.

Сирийские беженцы, прибывающие на греческий Лесбос с берегов Турции. Фото: Christian Minelli/ Global Look

Но чуть больше тысячи - это лишь капля в море. В этом году в Европу прибыли 1,5 млн беженцев с Ближнего Востока. Абсолютное большинство из них добиралось транзитом через Турцию. Европейцы хотят положить этому конец, создав для мигрантов приемлемые условия жизни на турецкой территории. Деваться им некуда - принимать сирийцев старый свет больше не может: Бельгия и ряд других стран заявили, что полностью исключают свое участие в любых новых схемах расселения мигрантов в Евросоюзе.

На экстренном саммите по урегулированию миграционного кризиса, который прошел в Брюсселе в минувшие выходные было принято решение о выделении Евросоюзом финансовой помощи Турции, которая должна на эти средства создать приемлемые условия существования беженцев на своей территории и тем самым частично аккумулировать их поток. Переговоры на эту тему начались еще в середине октября, за месяц до трагедии в Париже, но события последних недель заметно ускорили процесс.

На итоговой пресс-конференции саммита председатель Евросовета Дональд Туск сообщил, что участники встречи разработали механизм помощи сирийским беженцам в Турции. Полмиллиарда евро на реализацию этой программы выделит Еврокомиссия, еще 2,5 млрд выплатят члены ЕС из своих бюджетов.

Турецкие власти клятвенно заверяют европейскую общественность, что деньги будут потрачены строго по назначению. Европейские миллиарды достанутся не Турции, а сирийским беженцам, для которых построят центры временного проживания, заявил премьер-министр страны Ахмет Давутоглу. Он подчеркнул, что это не такая уж большая сумма: на турецкой территории, по официальным данным, находится 2,2 млн беженцев, на содержание которых Анкара уже потратила 8 млрд евро. "Евросоюз пообещал разделить это бремя", - сказал политик.

Впрочем, Турции от Европы нужна не только и не столько компенсация за беженцев. Стороны ведут многоступенчатые переговоры, предметом которых выступает солидный компенсационный пакет за выполнение роли буферного государства и за испорченные отношения с Россией.

Во-первых, власти Турции требуют упростить для своих граждан правила получения Шенгенской визы. На саммите в Брюсселе глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сообщил, что либерализация визового режима может быть достигнута к осени будущего года, если Турция выполнит все условия по мигрантам.

Во-вторых, Анкара желает как можно скорее стать полноправным членом Евросоюза. Разговоры на эту тему велись давно, но только сейчас у турецких властей появился эффективный рычаг давления в этом вопросе. Ряд стран-членов объединения уже сказали категорическое "нет" расширению ЕС в Малую Азию, но Дональд Туск и германский канцлер Ангела Меркель пообещали активизировать процедуру.

В-третьих, введенные Россией антитурецкие санкции скажутся на местной экономике, и руководство страны убеждено, что именно Европа должна смягчить этот удар. Потери от эмбарго оцениваются в $4–4,5 миллиарда. И просто так терять эти деньги президент страны Реджеп Тайип Эрдоган не намерен. С европейской стороны на этот счет пока не поступило внятных предложений, и Анкара дает понять Евросоюзу, что на таких условиях она приложит все силы для ограничения миграции, но гарантировать результат не может. Эксперты предполагают, что, хотя напрямую компенсировать ущерб от российских санкций своему старому-новому партнеру, не являющемуся членом ЕС, европейцы не могут, не исключено, что дополнительное выделение средств может пойти как раз под прикрытием разрешения миграционного кризиса.

О том, что Турция рано или поздно станет "зоной отчуждения" на подступах к неблагополучной Сирии и сполна воспользуется этим статусом, чтобы диктовать в Европе свои условия, в Кремле, вероятно, поняли уже давно. Москва с Анкарой находились в нормальных отношениях, но новый внешнеполитический курс Турции был России явно не по душе. Чтобы резко, вплоть до фактического разрыва двусторонних связей, выразить Эрдогану свое недовольство, Владимиру Путину нужен был весомый предлог. Он подвернулся 24 ноября, когда турецкий истребитель F-16 сбил российский Су-24 над турецко-сирийской границей.

Между тем, многие эксперты - даже не российские, а западные - отмечают, что договоренности с Турцией по мигрантам дадут Евросоюзу лишь сиюминутный эффект. Вполне вероятно, что уже в скором времени в ЕС хлынет новый поток переселенцев-турок, особенно если будет исполнено обещание о безвизовом режиме. В стране уже сейчас высок уровень безработицы, а российские санкции, перспектива которых сейчас не выглядит краткосрочной, оставят без заработка еще не одну тысячу человек. Между тем засилью выходцев из этой страны во многих европейских странах и сейчас уже не рады. Но властям Евросоюза, видимо, не до просчета перспектив – главное, решить сиюминутные проблемы, а там – будь что будет.

 

Отдел информации |
Выбор читателей