Государство офлайн

Читать в полной версии →
Электронное взаимодействие с госорганами приобретает у граждан все большую популярность. Однако рекламируемые чиновниками сервисы зачастую не избавляют от необходимости посещения "дома власти"

Несмотря на скепсис, остающийся у части россиян по поводу электронных госуслуг, власти активно продвигают различные полезные для граждан сервисы. Свежий пример - инициатива Минтруда по оформлению больничных листов в электронном виде. Предлагаемые поправки к законам "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" позволят медицинским организациям с 2017 года выдавать россиянам листки нетрудоспособности в электронном виде, уравняв их в правах с больничными на бланке с печатью.

Фото Иван Новиков/ ТАСС

Подсчитано, что переход на электронный документооборот позволит Фонду социального страхования (ФСС), который оплачивает в год в среднем свыше 30 млн листков нетрудоспособности, сэкономить в 2017 - 2020 гг. как минимум 42 млн рублей. Это третья часть ежегодных расходов на изготовление бланков.

ФСС тестирует проект электронного больничного уже несколько лет в десятке регионов. По словам главы профильного департамента фонда Марины Сальниковой, такой документ имеет массу преимуществ - например, позволяет фонду получать информацию о страховом случае более оперативно, а впоследствии формировать единую базу данных страховых случаев. Кроме того, электронный документооборот исключит и процветающую практику подделки бумажных больничных.

В ФСС заявляют, что внедрение электронного больничного - только первая ласточка, в перспективе планируется отказаться от бумажных бланков и при оформлении других документов, например, родового сертификата.

Дело в том, что "майскими" указами президента поставлена задача довести долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году до уровня не ниже 70%. И различные министерства и ведомства активно ее выполняют.

К примеру, Министерство труда, занятости и социальной защиты Татарстана планирует с нового года предложить жителям республики сразу пять новых услуг в электронном виде вдобавок к уже оказываемым 86. "Это, прежде всего, так называемые детские выплаты", - уточнила глава ведомства Эльмира Зарипова. Тормозит процесс, по ее словам, пока еще слабое межведомственное взаимодействие. Так, обмен информацией с органами ЗАГС позволил бы министерству перевести пять услуг по детским выплатам полностью в электронный вид и сократить количество обязательных документов, которые нужны для получения других предоставляемых населению выплат и справок.

Также министерству важно получать сведения от отделения Пенсионного фонда о заработной плате или ином доходе граждан, на который начислены страховые взносы. "Это позволило бы не только освободить граждан от лишних хождений, но и своевременно проверять актуальность сведений о доходах, которые нам предоставляют жители на получение субсидий", - заметила Зарипова.

На федеральном уровне проблема межведомственного взаимодействия решается более оперативно. Как рассказал в начале этой недели гендиректор "Почты России" Дмитрий Страшнов, в стране запускается электронная почтовая система, которая позволит гражданам получать юридически значимые уведомления из различных госорганов мгновенно. Сегодня порядка 40% заказных писем не забираются гражданами из почтовых отделений, поскольку адрес получателя по прописке не совпадает с фактическим местом его проживания. Электронная почта решит эту проблему. Кроме того, если в послании от госведомства окажется уведомление о штрафе, оплатить его можно будет легко в один "клик" прямо из письма.

Кроме того, накануне стало известно, что комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на повышение доступности страховых услуг в части пенсионного страхования и страхования жизни путем снижения временных издержек страхователя на выбор страховщика и страхового продукта. Документ предусматривает расширение обмена информацией в электронной форме между страхователями и страховщиком при заключении и исполнении договоров пенсионного страхования и страхования жизни.

Как сообщили "Утру" в Министерстве связи и массовых коммуникаций, предварительные итоги работы Единого портала государственных и муниципальных услуг свидетельствуют о том, что электронное взаимодействие с властью приобретает у граждан все большую популярность. За десять месяцев 2015 г. пользователи заказали на портале услуги федеральных ведомств в электронном виде 24,3 млн раз против 12,3 млн за аналогичный период прошлого года. При этом на 274% выросло количество заказанных региональных услуг (с 213 до 799 тысяч), муниципальные услуги продемонстрировали рост на 63% - с 296 до 482 тысяч.

"Рост востребованности электронных услуг связан с новой возможностью доступа к госуслугам с мобильных устройств, упрощением интерфейсов Единого портала госуслуг, наличием мобильного приложения для всех основных операционных систем смартфонов и очевидными преимуществами электронных услуг для граждан. Такой способ получения госуслуг серьезно экономит время", - уверен директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах.

Число россиян, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), выросло на семь миллионов. Самыми востребованными услугами стали проверка штрафов ГИБДД, налоговой задолженности, наличия исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов, а также оформление загранпаспорта и информирование о состоянии лицевых счетов в системе пенсионного страхования.

В данный момент ЕПГУ позволяет совершать электронные платежи и сохранять информацию о принадлежащих гражданину платежных средствах. Сумма электронных платежей увеличилась за последний год в три раза и составила около 1,7 млрд рублей.

"Впервые результат электронной услуги используется в коммерческом секторе. С помощью одного "клика" гражданин может получить услугу Пенсионного фонда и узнать о состоянии индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования. Справка заверяется электронно-цифровой подписью фонда, после чего ее можно отправить в банк или любую другую организацию по электронной почте. С момента запуска в третьем квартале 2015 года этой услугой пользовались около 1,3 миллиона раз. Шесть банков принимают выписку для рассмотрения кредитных заявок клиентов-физических лиц", - добавили в пресс-службе Минкомсвязи.

Действительно в последние год-два наблюдается рост интереса граждан к электронным госуслугам, подтвердил "Утру" директор Центра IТ-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и госслужбы Михаил Брауде-Золотарев. "И задача вовлечь 70% россиян в эту игру к 2018 году в любом случае будет решена. Наши чиновники умеют манипулировать цифрами и всегда подгоняют их под нужный результат. Но к сожалению, за этими показателями может не оказаться реального содержания, - предупредил он. - Большинство из того, что предоставляется населению на таких порталах сегодня, по большому счету нельзя назвать госуслугами. Это, скорее, полезные сервисы информационного толка: посмотреть нет ли на тебе штрафов ГИБДД или претензий со стороны судебных приставов, узнать, сколько ты должен заплатить за коммуналку. Но по сути и формально это не госуслуги, каковыми можно считать, например, регистрацию по месту жительства, получение паспорта. А чтобы осуществить эти важные для человека дела, по-прежнему не обойтись без посещения "дома власти". Для решения этой задачи нужны системные действия в этом направлении. А для этого необходима, во-первых, политическая и бюрократическая воля отдельных органов власти. А. во-вторых, формирование неких базовых структур, в частности - развития системы цифрового доверия, ответственность за разработку которых лежит на Минкомсвязи".

Игорь ЮРЬЕВ |
Выбор читателей