На прошлой неделе "Открытая Россия" Михаила Ходорковского выступила с рядом программных тезисов. Один из них был сформулирован так: стратегической целью преобразований в экономике являются поощрение конкуренции и ограничение монополий.
Фото: Алексей Филиппов/ ТАСС
В своем требовании "демонополизации" Ходорковский не одинок. О доминировании монополий и госкомпаний сегодня говорят все — от Алексея Кудрина до Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
На днях глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что естественные монополии в России неэффективны, владеют слишком большим количеством непрофильных активов и не стремятся сокращать издержки, передает ТАСС.
"Там, где есть эта монополия, там везде, к сожалению, процветает неэффективность", — подчеркнул Артемьев, выступая в Госдуме на правительственном часе.
Он предложил отменить закон о естественных монополиях, принятый еще в 1995 году. По его мнению, вместо него нужно разработать специальную главу в закон о конкуренции. "Мы считаем, что этот закон 1995 года устарел, он должен быть отменен, и вместо него должна появиться глава в законе о конкуренции", — заявил глава ФАС.
Слишком мало предпринимателей
Борьба с монополиями — дело, безусловно, нужное и важное. Но она не может сама по себе решить задачу построения конкурентной экономики в России, пишет "Газета.Ru". Проблема в том, что в стране работает слишком мало предприятий и предпринимателей.
Причем тенденция такова, что их число постоянно сокращается. Соответственно, снижается и конкуренция, и объем предложения товаров и услуг на рынке, что, в свою очередь, поддерживает высокий уровень цен и не способствует повышению качества продукции.
Согласно данным Росстата, в 2005 году в России действовало почти 112 тыс. организаций (без учета субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций). В 2014 году их осталось только 86,3 тыс.
Основное сокращение произошло за счет ликвидации организаций, созданных еще во времена Советского Союза. Но даже при этом в 2014 году 16,7% всех юридических лиц были "советскими".
Подавляющее число новых предприятий было создано в сфере торговли и услуг. Там доля "советских" компаний составляет около 9%, а всего на этот сектор приходилось почти 37% всех организаций. Доля обрабатывающих производств — всего 17%, из которых треть были созданы до 1991 года.
Мягко говоря, это очень скромный по размерам "пирог". Тот факт, что он еще и уменьшается, провоцирует рост монополизма и высокий уровень коррупции.
Аналогичная ситуация и с индивидуальным предпринимательством. После того как в 2008 году был достигнут пик занятости в этой сфере (8,3 млн человек, по данным Росстата), численность индивидуальных предпринимателей и их наемных работников снизилась до 5,7 млн человек в 2014 году. Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей упала с 2,7 млн в 2008-м до 2,4 млн в 2014 году.
Это катастрофически малая цифра для страны с населением 146 млн человек, хотя потенциал для увеличения числа предпринимателей достаточно большой.
По данным исследования ВЦИОМа, 34% россиян не против открыть свое дело. Среди молодежи таковых около 60%. При этом среди потенциальных бизнесменов уже предпринимают для этого какие-то действия 17%, еще 33% обещают начать работу над этим в ближайшее время. Но каждый второй (47%) из заявивших о своем намерении заняться предпринимательством откладывает фазу активных действий на неопределенный срок.
Битва с ветряными мельницами
Главным препятствием на пути к собственному бизнесу россияне называют отсутствие денег (начального капитала). Директор специальных программ ВЦИОМа Елена Михайлова считает, что здесь есть "заниженная оценка значимости личных качеств, инициативности в успешном построении бизнес-карьеры".
"Стереотип восприятия начинающего бизнесмена как имеющего существенный стартовый капитал является устойчивым", — отмечает она.
В то же время материальный фактор не стоит недооценивать. По данным опроса, который проводится ИнФОМ по заказу ЦБ, хотя бы какие-то сбережения в октябре 2016 года имели 35% российских семей. Но при этом объемы этих сбережений были, как правило, невелики.
Доля людей, имеющих достаточно прочную финансовую "подушку" — такую, что сделанных накоплений людям может хватить более чем на полгода, — по данным сентябрьского опроса, составляла 17%.
"По-прежнему чуть менее 40% респондентов, сказавших, что у них есть сбережения, смогли бы прожить на них, не имея никаких других источников дохода, не более двух месяцев, а чуть более 30% — от трех месяцев до полугода. Эти цифры практически не менялись на протяжении последних двух лет", — говорится в сентябрьском "Измерении инфляционных ожиданий и потребительских настроений".