Весной 2017 г. телекомпания CNN обвинила российские спецслужбы в изощренной вербовке "вслепую" подчиненного Дональда Трампа. Якобы русская разведка дистанционно управляла и влияла на решения Картера Пейджа, работавшего помощником нового президента в период избирательной кампании. Русской разведке приписали продвинутые методы вербовки, которые, на первый взгляд, звучат фантастично.
Фото: Derek Langille/ Flickr
Возможно ли настолько точно управлять человеком без его ведома, и если да, то как? За ответом "Утро" обратилось к отставному офицеру одной из специальных служб. Подполковник Алексей М. (имя изменено, звание действительно) согласился пообщаться на правах анонимного источника, не указывать название своего бывшего учреждения, а его слова просил воспринимать, как сугубо личное мнение. "Заявления ФБР или других спецслужб о вербовке вслепую вполне логичны, но дело вовсе не в российских службах, а в наработанных в США методиках такого рода управления и снятия информации, - поясняил он.
Согласно источникам CNN, предположительно офицеров ФБР, сам Пейдж даже не подозревал о манипуляциях с ним. Возможно, потому что их не было вовсе? После расследования этого дела сотрудниками спецслужбы Конгресс США заявил, что доказательств удаленной вербовки не было предоставлено. Агенты ФБР могли ошибаться насчет русской разведки, но им точно известно, что вербовка "вслепую" уже принята на вооружение в ряде стран.
"Разработка людей для дальнейшей работы на спецслужбы в роли "кукол" получила массовое распространение в США и некоторых странах ЕС в конце 2000-х годов, - рассказывает Алексей М., - Речь идет об обычных гражданах - от рядовых сотрудников компаний до топ-менеджеров,- которые не подозревали, что некоторое время работали на свое или чужое государство, являясь курьерами, "ушами" и "глазами" в нужные моменты. Представьте, что люди мечтали быть разведчиками, и тут их мечты воплощаются в жизнь, правда втайне от них".
По его словам, технология "слепой" вербовки известна и применяема не одно столетие, но активно внедрять ее начали после развития IT-инфраструктуры в социальной жизни. Прогресс создал проблемы для классических методов. Видеокамеры в местах общего пользования, электронный контроль учета в учреждениях, скрытые микрофоны, диктофоны - все это сделало работу разведки с объектами вербовки крайне сложной.
Уже в нулевые годы все спецслужбы начали тратить много средств и времени на электронную зачистку следов своего пребывания. Начала расти стоимость наблюдения за объектами и риски при вербовке. Тогда американцы и развернули программу дистанционной вербовки.
Алексей М. отмечает, что этот метод во многом оказался эффективней традиционной схемы. Он дешевле: не нужно тратиться на легенду, поездку, группу прикрытия. Снизились риски - обычный человек собирает информацию в рамках своей профессии и должности, не вызывая подозрения. Талант вербовки стал зависеть не от личного общения, а способности собрать точную информацию в интернете о нужном человеке, составить психологический портрет, а потом незаметно заставить его сделать, то что нужно спецслужбам.
Искусство состоит в способности внушить человеку, что ему самому нужна эта информация. Главным инструментом манипуляции стал интернет в лице соцсетей, электронной почты, смартфонов и ноутбуков. Перечень задач, которые решает завербованная "кукла" тоже широкий: сбор информации, ее передача в качестве "слепого" курьера, отвлечение на себя внимания, использование служебного положения. Но ключевой задачей по-прежнему остается сбор ценной информации.
Для ясности Алексей М. привел пример, как работают западные спецслужбы со своими "куклами". Одним из самых распространенных мест сбора важной информации являются международные выставки, конференции, где можно пообщаться с директорами компаний, а также разработчиками высоких технологий. Теперь не обязательно привлекать разведчика. IT-отдел спецслужб получает данные о частных компаниях, которые поедут на выставку. Именно там будет выбран шпион поневоле.
Героическая миссия достается сотруднику, который участвует в переговорах, ищет партнеров и клиентов среди интересующих спецслужбы компаний. Разведке нужна информация о производителях высокотехнологичного оборудования из других стран. Назовем для ясности такую компанию "X". После выбора сотрудника, необходимо заставить его собрать нужную информацию. Например, о технологии, которая только разрабатывается и может быть применена как в гражданской, так и в оборонной промышленности.
"Закинуть удочку" будущему шпиону можно несколькими способами. Подружиться через соцсеть профессий (LinkedIn) под легендой коллеги из другой компании, рассказав "по секрету" о разработке компании X. Разместить малоизвестную информацию о компании X на сайте, где часто бывает "кукла", предварительно взломав сайт. Либо вывести через поиск на специально подготовленный сайт, вызвав интерес к продукции, планах развития компании X. Для подстраховки можно прислать приглашение от лица сотрудника компании X на почту.
Перед выставками все участники делают множество рассылок и могут не вспомнить, отправляли вашему завербованному письмо или нет. "Зарядить" информацией "шпиона" можно и вживую, познакомившись заранее на мероприятии под видом сотрудника из другой компании. Здесь результат будет выше, поскольку инсайдерская информация о компании X будет передаваться от конкретного человека. Вербовщик сможет сразу оценить степень заинтересованности и направить агента в нужное русло.
Если "кукла" клюнула, то спецслужбы увидят это по служебной переписке сотрудника, по фиксации пометок в электронном ежедневнике. Таким образом, все, что планирует шпион поневоле, сразу видно разведке. Интерес закреплен, контактное лицо из компании X определено, осталось записать все переговоры на смартфон гражданского "разведчика". Для надежности контакта, можно отправить приглашение в друзья или приветствие от сотрудника компании X, который является носителем ценной для разведки информации. С этой минуты вся информация с телефонов, компьютеров, переписок снимается целиком и фильтруется аналитическим отделом.
Частично, для экономии времени, фильтрация может проводиться программными средствами по ключевым словам. В смартфон загружается программа прослушивания, передач и записи данных. Такие программы начали применять еще в середине 2000-х годов. "Шпиона" агенты под легендами коллег из других компаний, журналистов, могут курировать и на самой выставке, отслеживая, снимает ли он нужную информацию с компании X в полной мере. Если данных будет недостаточно, то спецслужбы могут добирать информацию уже через сотрудников компании X.
Вести своего "слепого" Джеймса Бонда разведка может вплоть до каждого шага, используя встроенные программы. Если у вас есть умные часы или браслеты, то разведка даже будет знать ваш пульс и скорость ходьбы. При этом любой новый контакт с "куклой" даже вживую можно быстро отслеживать, благодаря таргетированной (целевой) рекламе. Эта маркетинговая технология получила развитие в России в 2013 г., а на Западе в 2009 году.
Сегодня большинство ТРЦ, развлекательных комплексов, ресторанов, кафе и даже выставки оборудованы Wi-Fi маячками, которые получают доступ к вашему смартфону, если вы даете добро на бесплатную Сеть. Магазины внедряют ее для получения более полной информации о потенциальном покупателе, а разведка использует ее в своих целях. Получить доступ можно взломом или запросом в адрес ретейлера или торгового центра. Как правило, разрешение приходит за несколько часов. В итоге кураторы шпиона точно знают, с кем он общался за обедом, в магазине или на выставке.
Интернет-маячки для рекламы позволяют фиксировать точное местоположение владельца смартфона, а разведка идентифицирует контактное лицо своей "куклы". Помимо технической информации таргетированные маячки за счет приложений выдают данные о человеке на базе информации из соцсетей: возраст, пол, имя, место проживание, профессия, семья, предпочтения. Под колпаком оказывается любой человек в считанные минуты. При этом кураторы шпионской операции могут сидеть в тысячах километров от "завербованного".
Такой подход касается не только бизнеса, но госструктур. В России собирать информацию западным разведкам не так сложно, как может показаться неискушенному читателю.
Как рассказал "Утру" IT-специалист Евгений, большинство госструктур и даже оборонная промышленность "сидят" на западном программном обеспечении. "Когда я работал в одной федеральной структуре программистом, то был поражен, увидев, что высшее руководство спокойно хранит и формирует документацию в "Google Документах". Несколько раз говорил, что это опасно. При том, что структура работала с иностранными гражданами", - поделился Евгений.
И хотя речь идет не о МИД, легче от этого не становится. Благодаря тотальному проникновению западного программного обеспечения во все сферы, шпионами поневоле становятся почти все пользователи, вне зависимости от степени патриотизма.