Теперь вот с благими намерениями (которыми известно куда вымощена дорога) выступила Федеральная антимонопольная служба, которая решила включиться в число тех, кто озаботился состоянием ЖКХ в России. На недавнем Госсовете по развитию конкуренции в субъектах РФ был представлен доклад, подготовленный ФАС, о дальнейших путях реформирования сферы ЖКХ. Как известно, у семи нянек дитя без глаза, а когда одной и той же проблемой занимаются сразу десятки ведомств – проблемы только множатся.
Причиной для обеспокоенности ФАС стали не растущие тарифы при падающем качестве услуг и не бесконтрольность исполнителей, а уровень экспансии госсектора на рынке ЖКХ. В частности, если полагаться на доклад, то в регионах предприятия ЖКХ обязаны находиться под управлением частников: 40% предприятий должны быть приватизированы, а оставшиеся – переданы в концессию.
В первую очередь речь идет о поставщиках услуг, водо-, электро- и теплоснабжающих предприятиях вроде водоканала или ТЭЦ. В этом случае предприятия не будут проданы частному владельцу, а их передадут в пользование с возможностью получать прибыль в обмен на инвестиции, которые должны быть направлены на модернизацию предприятий и реконструкцию изношенных сетей. Сделать это предлагается до 2020 г. при помощи конкурсных процедур. Такие примеры уже есть. Например, водоканал Волгограда был передан в концессию частной компании, которая должна инвестировать в него 58 млрд рублей. Всего же в России в сфере ЖКХ заключено 1 тыс. 831 концессионное соглашение с инвестиционными обязательствами на 257 млрд рублей. Вот только результат не сильно заметен...
По оценкам компании BusinesStat, рынок ЖКХ с 2012 по 2016 г. вырос в 1,5 раза до 2,4 трлн руб., в том числе за счет повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Ежегодный рост этого рынка прогнозируют на уровне 4-6% в год, замедлить эти темпы могут только низкие реальные доходы граждан, приводящие к стремительному увеличению задолженности. На услуги ЖКХ в среднем люди тратят 27,5% от всех расходов за платные услуги для населения. И это весьма существенная статья расходов в бюджете каждой семьи – по данным Высшей школы экономики, 43% российских семей из-за нехватки денег испытывают сложности с оплатой коммунальных счетов.
Проблем много, но смогут ли приватизация и концессия решить все? Пока что это не очевидно. Ситуация с изношенностью сетей сложилась просто катастрофическая. По некоторым оценкам, износ коммунальной системы составляет 60–80%. Наиболее критична ситуация в системе водоснабжения и водоотведения. Только на водопроводе, по данным Минстроя, за 2016 г. в России произошло 74,5 тыс. аварий. В среднем на 1 км сетей в России в год приходится 1,8–2,4 повреждения в зависимости от региона, а в Европе, например, только 0,15–0,2 аварии в год. Разница более чем десятикратная!
Государство оказалось перед необходимостью серьезной модернизации сетей при отсутствии средств на внедрение современных цифровых технологий. И, не желая (или не умея) контролировать беспрецедентное воровство в этой сфере, решило избавиться от обременительного сектора экономики. Потенциальные инвесторы, правда, уже предупредили, что не рассматривают сферу ЖКХ, особенно в формате концессии, удачным проектом для вложения денег. Бизнес интересуется тем, какую позицию намерено занять государство: заигрывания перед населением и контроля тарифов или полного перехода на экономически обоснованные тарифы с заложенными в них расходами на модернизацию и прибыль предпринимателей? По оценкам экспертов, сейчас некоторые тарифы занижены минимум в 1,5 раза. Это еще раз подтверждает, что государство намерено снять с себя социальную ответственность за разрушающуюся на глазах сферу ЖКХ.
До сих пор у правительства был один инструмент решения проблем ЖКХ – рост тарифов. Но без привязки к контролю качества и без серьезных инвестиций в модернизацию увеличение сумм в платежках, которые получают россияне, только усиливает социальную напряженность, никак не решая проблемы ЖКХ по существу. Для поддержания инфраструктуры в нормальном состоянии необходимо инвестировать в нее порядка 500 млрд руб. ежегодно на протяжении приблизительно пяти лет. Каждый год нуждаются в обновлении не менее 6% сетей, но реально обновляется не более 2%. То есть ремонт идет, а проблем при этом становится только больше. Например, в Новосибирске в прошлом году власти объявили о повышении тарифов сразу на 15%. Но даже при таком вопиющем скачке цен расходы на ремонт можно было бы увеличить лишь на 22%: с 3 млрд руб. до 3,66 миллиарда. Ни о каком трехкратном росте объемов ремонта речи быть не может. После многочисленных митингов жителей города повышение удалось изменить до 4%.
Идея приватизировать жилищно-коммунальную сферу уже обсуждалась в 2011 г., но тогда власти от нее отказались, опасаясь социальных волнений после банкротств или неэффективной работы частных владельцев предприятий ЖКХ. Действительно, нет никаких гарантий, что частная компания не прекратит обеспечивать дома теплом, водой и светом или не наймет армию коллекторов, выколачивающих долги из нищих пенсионеров. Вообще приватизация вещь хорошая, но стратегически важные объекты должны оставаться под контролем государства.
Прошло семь лет, и соблазн разово получить средства от приватизации компаний ЖКХ и одновременно избавиться от хлопотного хозяйства превысил эти опасения. А зря, потому что на фоне стремительного сокращения доходов населения и умножения точек напряжения, особенно в регионах (обманутые дольщики, обанкротившиеся вкладчики банков, разоренные предприниматели) это предложение только добавит еще одну, и крайне болезненную. Частные компании к тому же получат мощные рычаги влияния на общественное мнение, которое чуть что – обвинит не их, а власть.
Школы без отопления, веерное отключение электричества, отсутствие горячей воды – все это может стать реальностью даже в больших городах. И вовсе не потому, что у нас не хватает газа и угля, как, например, на Украине, а потому, что частные предприятия будут стремиться таким образом сократить издержки. Особенно сложная ситуация сложится в регионах с наибольшей средней задолженностью, по которой начато судебное производство. Это Югра, Камчатка, Татарстан, ЯНАО... Также непростая ситуация будет на Дальнем Востоке, знаменитом большим количеством маленьких "кочегарок".
Совсем другое дело – концессия. Контроль остается за государством, а эффективность управления и инвестиции от частников. Такая форма государственно-частного партнерства отлично себя зарекомендовала в мире. Но, как всегда, в наших реалиях все портит подход к реализации. Поставщики услуг обросли долгами, которые будут переходить тяжелым бременем на инвесторов концессии. В Архангельской области нашелся концессионер, готовый взять на себя выплату долгов на 1,3 млрд рублей. Получается, что инвестиции будут уходить не на развитие сетей, а на выплату долгов. Немногие инвесторы согласятся на такие условия... Другая проблема российской концессии в сфере ЖКХ заключается в том, что она происходит в крайне примитивной форме: в виде аренды. В 8% концессионных соглашений вообще не предусмотрены инвестиционные обязательства. Это может привести к тому, что передача предприятий в концессию станет чистой формальностью. Какой-нибудь условный ГУП "Водоканал" будет сдан в аренду ООО "Водоканал" с тем же самым руководителем без обязательств. И за копейки.
Настойчивость ФАС объясняется еще и позицией президента – в конце прошлого года Владимир Путин подписал план по увеличению конкуренции, включающий в себя и сокращение доли государства в ВВП. Это служит хорошим прикрытием для тех, кто в поиске новых источников дохода внутри страны добрался и до ЖКХ. Однако без передачи в частные руки этой сферы в целом можно найти способы изыскать необходимые средства для модернизации сетей.
Во-первых, надо провести полный аудит финансов, направленный на снижение задолженности на всех уровнях (долги бывают не только у населения, но и у тех же ТЭЦ, покупающих газ) и на избежание повторения таких ситуаций. Безнадежные долги должны быть списаны, а изменение тарифов сбалансировано и согласовано. Ведь если цена газ растет на 15% в год, а теплоэнергия на 5%, то у теплоснабжающей организации просто не хватает средств платить за газ. А сократить расходы бедного населения помогло бы субсидирование установки счетчиков. Без этого оказываемся в замкнутом круге: отсутствие средств на установку счетчиков приводит к большим счетам, которые невозможно оплатить, и так далее по цепочке.
И наконец, самый радикальный и действенный метод: направить часть наших золотовалютных резервов на тотальную реконструкцию водопроводов, теплотрасс и линий электропередачи. Ведь $266 млрд сейчас вложены государством в американские и европейские долговые бумаги. С учетом усиливающегося давления на Россию эти деньги могут быть потеряны для нас. Так, может, их эффективнее вложить в российскую экономику и, в частности, в модернизацию коммунальных сетей? Вложения окупятся сторицей. Сейчас потери коммунальных ресурсов очень велики: в водоснабжении они составляют около 30%, в электроснабжении – 15%, в теплоснабжении – до 40%. Деньги попросту улетают в трубу. К тому же огромный потенциал заложен в газификации страны. Пока все переживают, что же "Газпром" будет делать без поставок в Европу, у нас значительная часть страны вообще не представляет, что в дом может быть подведен магистральный газ. Дрова, уголь и мазут – вот основные источники энергии для Забайкалья и Дальнего Востока. Инвестиции в газификацию собственной страны и снизят зависимость от экспортных поставок, и повысят качество жизни людей.
Это решение будет куда эффективнее полной приватизации с потерей контроля над жизнеобеспечением городов и липовой концессии, только усиливающей коррупционную составляющую.