1962 год. Все боятся бомбы. У нас бомб меньше, но американцы боятся активнее – шумят, строят индивидуальные бомбоубежища и скупают продукты первой необходимости при первом же стуке ботинком по трибуне
"13 дней"
Режиссер: Роджер Дональдсон
В ролях: Кевин Костнер, Брус Гринвуд, Стивен Калп и др.
1962 год. Все боятся бомбы. У нас бомб меньше (в 17 раз, если историки не врут), но американцы боятся активнее – шумят, строят индивидуальные бомбоубежища и скупают продукты первой необходимости при первом же стуке ботинком по трибуне. У нас все строже, мы изучаем ОЗК и падаем налево по команде "вспышка справа". Из нас можно делать гвозди. Когда надо, наши люди грузятся в трюмы сухогрузов под видом сухого груза и валят туда же ракеты под видом сеялок-веялок, а потом, как чертик из табакерки, выскакивают у вражины под носом и начинают ударными темпами монтировать сеялки-веялки средней дальности на Острове Свободы. Это называется операция "Анадырь". Вначале. Потом это называется "Карибский кризис", потому что, обнаружив батальоны (43 тысячи, если историки не врут) анадырян, хлопотливо пробивающих в Острове Свободы анаДырки, американцы начали бояться уж совсем оголтело – половина предлагала нас немедля разбомбить, другая половина справедливо полагала, что можно и сдачи получить, и все вместе вставали в очередь на последнюю исповедь. Из американцев гвозди было делать нельзя, а мы тогда были очень непредсказуемые и запросто могли сдачи дать. А уж потом попадать куда попало по команде "вспышка сверху". Но мы тоже боялись бомбы. К счастью для всего мира, ее боялся даже бесстрашный Никита Сергеевич (Хрущев, не Михалков). Бомба, она ведь еще больше дура, чем пуля. Глупо ее не бояться. И 13 дней все так сильно боялись бомб, что чуть не начали кидаться ими друг в друга. 13 дней и мы и американцы пытались как-нибудь не начать войну и при этом не потерять лицо. Вроде удалось.
2001 год. Все боятся ядерных отходов и вроде уже не боятся бомбы. Россияне разучились залезать в ОЗК, переделали бомбоубежища в склады бытовой химии и парфюмерии и плохо представляют себе стадии протекания лучевой болезни. В Штатах, видимо, та же беда. И тут появляется режиссер Роджер Дональдсон плечом к плечу с Кевином Костнером, актером и продюсером, и напоминают нам про дела давно минувших дней, про 13 суток "Карибского кризиса".
Теперь по пунктам.
"13 дней" как историческая правда. Тут я судить не берусь, ибо профессиональным историком не являюсь и в архивах не сидел. Собственно, все развитие кризиса показано глазами обитателей Белого Дома – президента Кеннеди и его ближайшего окружения; вполне вероятно, что показано правдиво. По крайней мере по фактам всё совпадает. Многие жалуются на отсутствие в фильме легендарного телефонного разговора Кеннеди – Хрущев, но насколько я успел разузнать (еще раз прошу прощения за дилетантизм в этой области), разговор этот действительно не более чем легенда, и "горячая линия" Кремль – Белый Дом была установлена лишь в 1963 году. Посему по части исторической правды могу попенять лишь на изображение наших соотечественников; например, советский резидент Феклисов, действовавший в Штатах под псевдонимом Фомин и устанавливавший неформальные контакты с окружением американского президента, выглядит просто мелким сутенером с Брайтон-Бич.
"13 дней" как художественный фильм. Давно мне не приходилось видеть столь изматывающе скучного кино. Два с половиной часа по Белому Дому ходят люди и мучительно думают вслух – бомбить русских или сначала поговорить с ними. Причем не делают ни того, ни другого. В редких паузах между разговорами где-то далеко летают самолеты и плывут корабли. А люди в Белом Доме всё думают. И ни фига не происходит. Просто иногда люди думают тихо, а иногда громко, переходя на крик. И я как бы верю, что там дикое напряжение и нервы, но посочувствовать отчего-то не могу. Видимо, оттого, что из последних сил пытаюсь не заснуть.
Зачем кино? Ощущение от фильма осталось странноватое. С одной стороны, создатели, конечно, за "солнечному миру – да, да, да!", а ядерному взрыву, соответственно, "нет, нет, нет!" и полностью на стороне замечательного, всеми любимого, невинно (впоследствии) убиенного президента Кеннеди и супротив нехороших "ястребов" с генеральскими погонами. Я даже подумал – как это сильно, что голливудские люди взяли и забабахали такую поучительную фильму (практически некоммерческую – из вложенных 80 миллионов вернули хорошо если половину, впрочем, это, наверное, не нарочно) и напомнили расслабившейся планете, что кирдык ей может наступить очень и очень запросто, но вот с другой стороны... Понимаете, в чем дело: настоящий мужчина Костнер, в образе советника О'Доннела, так страстно убеждает всех и каждого в несгибаемом характере президента, что ему все меньше веришь. Ну какой там стальной человек, так – размазня. И та же история с кризисом. Вроде бы Кеннеди правильно не стал бомбить русских – дело-то опасное, а худой мир всегда лучше доброй ссоры; но лучше бы их все-таки разбомбить, уж больно, гады, непредсказуемые, и мир, в котором ядерные кризисы разрешаются компромиссами, всяко хуже мира, где такие кризисы не возникают. Я вот думаю (паранойя, наверное) – может, это не простое кино, может, оно в связи с пересмотром договора по ПРО? Ну, не то чтобы заказ, а просто уловило общественные настроения...
Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Прага", "Аврора", "Америка-Синема", "Мечта", "Стрела", "Тбилиси", "Солнцево".