Перспективный голодранец лезет в высшую лигу. Цель – мировой чемпионат! Противник – опытный и коварный костолом. Каждый день героя лупят бревном, а он лупит в ответ. Ос! Это рыцарский турнир!
"История рыцаря"
Режиссер: Брайан Хелджленд
В ролях: Хит Лейджео, Руфус Сьюэлл, Шэнин Сосэмон, Пол Беттани
Лично мне здоровое нахальство симпатично, поэтому и фильм "История рыцаря" вызывает исключительно положительные эмоции.
Режиссер Брайан Хелджленд больше известен в амплуа сценариста, именно он придумал "Секреты Лос-Анджелеса", поэтому от его режиссерской работы можно было ожидать мудреных сюжетных коллизий. Ан нет – "История рыцаря" сделана строго по учебнику, по всем правилам, ни одной свежей идеи или необычного решения. Есть герой, есть труднодостижимая цель героя, есть девушка героя, есть сильный и коварный противник, стоящий у героя на пути. Развитие отношений происходит четко по шаблону: сначала герой побит своим врагом и зритель уверяется в силе врага, потом герой становится все сильней и враг прибегает к коварству, но в финале всё решит открытое противостояние и герой, конечно, победит. Ну лажа, шаблон. Но! В данном случае для Хелджленда было важно не столько написать сценарий, сколько снять кино. И кино получилось презабавным.
"История рыцаря" – это история рыцаря в прямом смысле слова. Дело происходит давно, в XIV веке. Один хороший, но немолодой рыцарь невзначай откидывает коньки аккурат во время турнира, в котором он принимал самое деятельное участие. Трое его оруженосцев, мгновенно осиротев, оказываются без средств к пропитанию, после чего самый нахальный из них залезает в хозяйскую броню, садится на хозяйского коня и нечаянно побеждает в турнире. Приз тут же сдается перекупщику, и счастливые слуги готовы предаться греху чревоугодия, но вышеупомянутый нахал по имени Уильям требует затянуть животы потуже, а деньги инвестировать в него, дабы он побеждал и на всех остальных турнирах, зарабатывая всё больше и больше. Нахала друзья, конечно, побили. Но слегка, и в итоге подались на его посулы. И па-анеслась! Город за городом, турнир за турниром, рыцарь за рыцарем. Бюрократические рогатки новоявленный рыцарь преодолевает, счастливо встретив на своем пути классика английской литературы Джефри Чосера. Тот как раз двигался в одном с самозванцем направлении, будучи, после неудачной игры в кости, кардинально гол и грязен. За еду и одежду он тут же выправил Уильяму превосходную родословную и поступил к новорожденному сэру Ульрику фон Лихтенштайну на службу в качестве герольда. Компания собиралась отличная. Уильям долбил противников копьем, друзья-оруженосцы брызгали на него водичкой и шептали в ухо ценные советы, Чосер устраивал театр одного актера, безудержно расхваливая своего сюзерена и популистски заигрывая с толпой. Вскоре к ним присоединилась некая кузнечиха (в смысле женщина-кузнец) Кэйт, праосновательница фирмы "Найк", одевшая Уильяма в прогрессивные спортивные латы. We are the champion! Это была компания победителей, и даже демонически-красивенный соперник граф Адамар не мог помешать их торжеству. А мешал он, собственно, в двух предприятиях: завоевании звания чемпиона мира в конном бою на копьях и завоевании руки несравненной леди Джаслин (сердце-то она отдала почти сразу, все остальное – чуть покобенившись, а вот с рукой были проблемы – тут надо решать с папенькой).
Пора объяснить, в чем состоит здоровое нахальство Брайана Хелджленда: снимая рыцарскую сагу (по мотивам произведений того самого Чосера), он сознательно и целеустремленно делал прежде всего развлекательный фильм для современного зрителя, наплевав на исторические реалии. Сказку делал. Сказку и спортивный фильм в одном лице. Как проходили турниры на самом деле, что делали и как одевались зрители их и участники, как выглядели балы и какая на них звучала музыка – Хелджленду всё равно. Главное, что на балах должно быть весело, что аристократы должны выглядеть комильфо, а простолюдины как попало, что в турнире должен быть азарт и зрелищность. И все это в фильме есть. Понятно, что никто в XIV веке не распевал "We will, we will rock you" для поднятия боевого духа – но ведь дух поднимает! Понятно, что дамы не носили полупрозрачные платья – но смотрится хорошо! Наверняка поклонники того или иного рыцаря не рисовали себе на щеках его герб – но ведь как-то они болели, фанатели как-то! Почему не так? Хелджленд отчаянно и беззастенчиво врет в деталях, но вранье его стилистически оправдано и четко укладывается в виртуальную реальность фильма. Все здесь на месте. Вранье настолько беспардонно и симпатично, что вызывает улыбку, а не раздражение.
Ну, и антураж, конечно, великолепен. Что и говорить, по зрелищности с рыцарскими турнирами трудно сравниться какому-то другому виду спорта. Раздувая бока, расшвыривая комья земли, несутся друг на друга украшенные плюмажами и разноцветными попонами, укрытые вороненой броней могучие кони. Сверкают белками сквозь узкие прорези шлемов всадники, вопят зрители, волнуется принц в правительственной ложе. Удар! Треск сломанных копий. Кто-то валится на арену, гремя доспехами, а кто-то выходит в следующий круг – система play-off.
P.S. Юмор, кстати, в том, что аккурат тогда, когда великолепный сэр Уильям оттачивал свое мастерство в конном бою, эпоха рыцарей как раз и кончилась – коварный граф Адамар в фильме разок отлучался с турниров повоевать по-взаправдошнему, и не куда-нибудь, а к Пуатье. А именно в битве при Пуатье английские лучники-йомены под командованием Черного принца Эдуарда уничтожили цвет французского рыцарства. Поэтому стрельба из лука на Олимпиаде есть, а конного боя на копьях нет.
Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Америка-Синема", "Аврора", "Прага", "Витязь", "Мечта", "Стрела", "Тбилиси", "Солнцево".