Smoke on the Water, или Угар в "Олимпийском"

Самый бессмысленный вопрос, заданный в адрес Deep Purple на пресс-конференции, был таким: "Трудно ли вам выступать перед неанглоязычной публикой?". Ответом на него стал аншлаг в "Олимпийском"

Краткое содержание предыдущей серии:
За три дня до начала российского отрезка мирового турне Deep Purple Роджер Гловер от имени группы сообщил всем заинтересованным СМИ: "Я должен вас проинформировать, что Джон Лорд принял решение отойти от активного участия в деятельности Deep Purple. Мы желаем ему самого наилучшего и по-прежнему остаемся друзьями... Очень жаль, что он принял такое решение, но каждый из нас уважает его право распоряжаться собственной жизнью. Я столь многому у него научился, что вряд ли смогу по достоинству оценить это. С настоящего момента нашим клавишником будет Дон Эйри, мы приветствуем его в группе...".

Москва, 19 марта 2002 г., с/к "Олимпийский".
Сет-лист: Woman from Tokyo, Ted the Mechanic, Mary Long, Lazy, Child in Time, The Aviator, No One Came, Steve Morse jam, Fools, Don Airey solo/Perfect Strangers, When a Blind Man Cried, Steve Morse rock medley/Smoke on the Water, Speed King.
На бис: Hush, Black Night, Highway Star.

Москва, вечер 19 марта 2002 г., все тот же "Олимпийский". Длинные змеящиеся очереди ко входам. Последовательно преодолев несколько кордонов, наконец попадаем в партер. Из динамиков доносится фонограмма Оззи – что-то типа саундчека, чтобы народ не слишком заскучал. Народ и не скучает, периодически принимаясь орать, хлопать и посвистывать. На сцене до неприличия мало оборудования – микрофонная стойка посредине, неподалеку бонги; слева загадочно поблескивает барабанная установка Иана Пэйса, симметрично чернеют нагромождения клавиш – опасения подтвердились, вместо Лорда приехал Дон Эйри. Несколько гитар у одной колонки; в другом углу – бас Гловера. Три ряда прожекторов и бесхитростный задник. Все это, конечно же, необязательные условности: хотя D.P. "студийный" и D.P. "концертный" – две, как говорят в Одессе, большие разницы, шоу группы "цепляет" не визуальным рядом, а прежде всего уникальной атмосферой, живой музыкой, импровизациями.

Появившиеся "Перплы" не раскланиваются долго; помахав фанатам рукой, Пэйс сразу сел за барабаны и начал тихонечко рассыпать мелкую медную дробь – концерт открыла "Woman from Tokyo". Высокий старт! И, разумеется, пристальное внимание публики к "новичку" – как он там, на месте Лорда? Вполне: фортепьянный рок-н-ролл в середине песни Дон Эйри выдал почти нота в ноту с "Live in Olimpia ’96". Впрочем, мистер Эйри – профессионал, музыкант уважаемый. Так же, как и Лорд, пианист с академическим образованием, он всерьез увлекся рок-музыкой в начале 70-х, попав на концерт Deep Purple в Манчестере. Затем были Colosseum, Black Sabbath, Ozzy, Gary Moore – и, конечно, Rainbow, в котором Дон познакомился с Гловером. Именно по предложению Гловера Эйри уже заменял заболевшего Лорда летом 2001 г., поэтому и стала возможна сенсационная рокировка за три дня до турне.

"Ted the Mechanic" – торжество гитары Стива Морза; "Mary Long" получилась несколько жестче оригинала 73-го года благодаря характерному "скребущему" риффу (он еще слышен в записи "I’m Not Your Lover") – но новое прочтение только добавило тонкого аромата старому вину. А на "Lazy", начавшейся тихо-мирно с длинного джазо-блюзового вступления, зал просто встал на уши (и более с них уже не сползал)...

Две ноты на старом "Хаммонде" – и третья – ступенькой вверх... Гиллан, весь в белом, прикрыв глаза, начинает: "Sweet Child In Time..." – и надо слышать, как абсолютно весь "Олимпийский" (заполненный, кажется, на 101 процент), вмиг расцветший огоньками, в один голос поет слова великой баллады.

Концерт плавно подваливает к середине. Роскошный гитарный реверанс Стива Морза (единственная неизвестная мне вещь) после краткой паузы сменяется всеобщим шаманством на сцене: "Fools" – тягучая, словно призрачное марево жаркого дня. Гловер ради этого даже оставляет бас и берет маракасы... Действо продолжается восхитительным гитарным соло – не зря остальные "Перплы" на пресс-конференции признали, что когда Стив как следует разыграется, что именно будет происходить дальше, они начинают узнавать вместе с остальными.

Те, кто любит live-альбомы Purple, помнят, что зачастую выделывал Лорд в промежутках между основными номерами. Дон Эйри эстафету принял с честью: оставшись наедине с притихшим залом, излил на него для начала экспрессивный фортепьянный этюд, сменившийся куском ритмичного рэгтайма. "Подмосковные вечера" и "Калинка" в этой рояльной эквилибристике смотрелись тоже вполне адекватно, а фрагмент баховской фуги стал прелюдией к "Perfect Strangers". Чуть позднее зал еще раз затих и снова расцвел огнями: баллада "When a Blind Man Cried" в "живом" варианте звучит еще трогательнее, чем в оригинальной записи... Это музыка, которая идет напрямую – от сердца к сердцу.

Народ в зале практически весь "свой" – от 30 и старше, много хайрастых (уже седых), в рокерских куртках и платках-банданах с надписями "Deep Purple". Был, правда, в толпе один парень, одетый как новый русский клерк, – брюзгливо оттопырив губы, жевал жвачку и на сцену глядел без интереса. Дождался "Smoke on the Water" (ради нее, вероятно, и пришел), помахал руками, потом куда-то пропал. Проблемы у чувака.

Остальные же честно отшлепывали ладони и срывали голоса, выводя "О-о-ооо..." на "Black Night", или на "Highway Star", или на "Mary Long", или... Что касаемо "Дыма..." – Гиллан вообще только суфлировал залу, финальные аккорды песни просто потонули во всеобщем вое.

Вероятно, с уходом Лорда акцент в группе может сместиться в сторону творческого тандема Gillan – Glover, интрига, скорее всего, будет сохраняться до выхода нового диска. Впрочем, хотелось бы верить, что Лорд еще будет принимать участие в записи альбомов, отойдя лишь от гастрольной деятельности, а Дон Эйри станет ему блестящей заменой на концертах.

Напоследок позвольте выразить благодарность: организаторам – SAV Entertainment; этому сайту – за свежие новости, и, разумеется, героям дня и ветеранам рок-н-ролла, лучшей хард-группе всех времен и народов – DEEP PURPLE.

Long live rock-n-roll!!!

Выбор читателей