Семейство работорговцев ждет приговора

На скамье подсудимых 10 чеченских бандитов – специалистов по захвату заложников, от рук которых пострадали 8 человек. За свою бурную деятельность банда успела получить около 46 тысяч долларов выкупа

В Астраханской области продолжается суд над чеченскими бандитами, "прославившимися" многочисленными похищениями людей. Преступники действовали по хорошо отработанной схеме: заложников вывозили в Чечню, истязали и требовали выкуп от родственников.

Громкий судебный процесс начался в январе 2002 года. На скамью подсудимых попали сразу 10 чеченских бандитов – специалистов по захвату заложников. Правда, за свою бурную деятельность банда успела получить по нынешним меркам немного – около $46 тысяч выкупа за различных заложников. Прибыльному бизнесу помешала контртеррористическая операция в Чечне. Боевики метались от села к селу, избавляясь от пленников и скрываясь от российских военных и спецслужб.

Задержанные длительное время проживали в Черноярском районе Астраханской области. Все члены банды – родственники. Внутри преступной группы существовало строгое иерархическое деление. В подчинении главаря, 31-летннего Зайнди Эдиева, находились Абу-Саид и Апти Тепсуркаевы, Асхан и Назарбек Цицаевы, Арби, Тахир и Руслан Хуцаевы, Рашид Цаев, 20-летний Хусейн Амтаев и Роман Химаев.

Похищая людей, они действовали молниеносно, используя целый автопарк: три иномарки и шесть отечественных автомобилей. Зачастую смена машин и номеров сбивала с толку милицию. К тому же, как оказалось, бандиты прекрасно были осведомлены о "телодвижениях" астраханских милиционеров: один из участников банды Роман Химаев служил инспектором милиции общественной безопасности Черноярского РОВД. "Засланный казачок" обеспечивал подельникам "правовое прикрытие", помогал избежать неприятностей при общении с милиционерами.

Как установило следствие, на счету подсудимых не только похищения взрослых людей, но и киднеппинг. В мае 1999 года бандитами был разработан план захвата в заложники двух девочек из астраханской деревни Енотаевка. История похищения 9-летней Сауле Утегеновой и 10-летней Ольги Щербаковой разнеслась по всей России. 19 мая 1999 года два кавказца затолкали девочек в автомобиль и без особых проблем вывезли на территорию Чечни. Преступники делали ставку на то, что отец одной из заложниц, Сауле, является предпринимателем с немалыми капиталами. По словам Александра Утегенова, злодеи не раз угрожали выслать родителям похищенных девочек "по частям", если не будет заплачен выкуп. Первая весточка от них пришла через месяц после похищения: бандиты подбросили родственникам видеокассету, на которой девочки были сняты живыми. Закадровый голос с кавказским акцентом потребовал выкуп в $150 тысяч. Родители обратились в управление по борьбе с организованной преступностью Астраханского УВД. Оперативники установили контакт с похитителями и в ходе переговоров добились снижения суммы выкупа.

Девочки находились в чеченском плену более полугода. Сколько горя и страданий было перенесено юными заложницами и их родителями, не передать словами. Операция по освобождению проходила сложно. Передача выкупа произошла 30 октября 1999 года у блокпоста федеральных сил на Герзельском мосту, расположенном на чечено-дагестанской границе. Переговоры с бандитами вели оперативники астраханского УБОПа. По некоторым данным, за детей пришлось заплатить $32 тысячи. Тогда милиционеры не смогли задержать похитителей – преступная группа имела прикрытие в виде снайперов и автоматчиков, и при передаче денег существовала реальная угроза жизни девочек и их родственников. Но банду уже "вели" по территории Чечни. Ее взяли только через год и четыре месяца.

Май 1999 года стал трагичным еще для одной астраханки. Предпринимательница Марина Погосян собиралась поехать к мужу, проживающему в Грозном. За несколько дней до поездки в квартиру, где проживала Марина, вломились вооруженные автоматами люди. Обезумевшую женщину погрузили в машину и вывезли в Урус-Мартановский район Чечни. Здесь Марина пробыла почти 4 месяца, подвергаясь регулярным издевательствам и побоям. Ежеминутно она ожидала смерти. За Марину Погосян преступники потребовали $200 тысяч. В доме, где ее держали, был еще один заложник, некто Жамалов. 6 октября 1999 года Жамалова и Погосян перевезли в Шали, где они пробыли в плену до конца года. За это время похитители снизили сумму выкупа до $10 тысяч. Когда райцентр был освобожден федеральными войсками, бандитам пришлось отпустить заложников.

Операция по захвату банды началась ночью 3 февраля 2001 года. Сотрудники Северо-Кавказского РУБОПа окружили дом на улице Нурадилова в поселке Гехи под Урус-Мартаном, где с подельниками находился уже получивший статус "полевого командира" Зайнди Эдиев. Он и еще несколько человек были арестованы. А спустя некоторое время были задержаны все участники банды.

Интересно, что за бандитов вступилось представительство правозащитного центра "Мемориал" в Назрани. После ареста группы Эдиева оно распространило информацию о том, что российские военные задержали в селе Гехи местных жителей, которые "ночью засиделись в гостях у приятеля".

Всего от преступной деятельности банды Эдиева пострадало 8 человек. Как сообщили в пресс-службе УВД Астраханской области, следствием собрано большое количество обвинительных материалов. Бандитизм, незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия, покушение на похищение и похищение человека, нанесение телесных повреждений – вот неполный список предъявленных обвинений. Бандиты, которых в местной прессе прозвали "работорговцами XXI века", ждут приговора суда. Только будет ли он адекватен мучениям заложников, страдавших в чеченском плену?

Выбор читателей