Ущербный Шварценеггер

Постаревший Арни практически весь фильм прыгает по кустам как подстреленный заяц. Прячется, скрывается, а если нападет, то как-то подло, из-за угла, получая по морде от полиции, бандитов, женщин и детей

Загадка
– Что такое: "лежит, лежит, вдруг как побежит"?
– Пожарный.


Возмещение ущерба (Collateral Damage)
США, 2001
Режиссер: Эндрю Дэвис
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Джон Легуизамо, Элиас Котеас, Джон Туртуро, Франческа Нери

Единственная мысль в первые минуты просмотра, бьющая в голову подобно разрывной пуле дум-дум: "Господи, как же он постарел!". Он по-прежнему очень большой (в доказательство даже один раз заголяет торс), его подбородок по-прежнему очень квадратный, но все остальное... И нет уже уверенности, что всех негодяев он легко порвет на японский крест. Мозг понимает, что порвет, иначе не из-за чего было бы огород городить, а вот сердце сомневается. Может, поэтому и негодяев подобрали каких-то очень мелких, неубедительных. С Хищником или Т-1000 нынешний Арни уже не совладал бы. Это точно.

Горди Брюер – пожарный. В молодости он то ли служил в спецотделе по взрывам, то ли самостоятельно увлекался китайской пиротехникой, но бомбы собирает "на раз" из любого подручного материала. У Горди есть симпатичная жена и обаятельный сынишка со щербатой улыбкой. Сцены с их участием настолько слащавы, что всем немедленно становится понятно – не жильцы. И когда они садятся попить кофейку с хот-догами возле колумбийского консульства, можно включать секундомер. В консульство тут же приезжают несколько колумбийских военных. И сразу все взрывается нафиг. Из гражданских погибают только жена и сын Горди.

Через несколько минут все прилегающие кварталы по традиции забиты полицейскими, сотрудниками ФБР, ЦРУ и МЧС России, но террорист-дефлоратор уже убыл в родную Колумбию и шлет оттуда с горячим приветом видеокассету, на которой стандартные требования: "Вот вам, подлые америкосы, за все ваши плохие дела, убирайтесь из моей страны, а то я вам еще че-нить взорву!". Террориста зовут Эль Лобо, что по-испански означает Волк. Кипящий разум Горди требует "справедливости", т.е. замочить гада без суда и следствия. Желательно, предварительно помучив. Но тут, как назло, очередной тупой американский сенатор запрещает боевитым ребятам из ЦРУ проводить операции в Колумбии – и Горди решает ехать сам, чтобы разобраться на месте.

Ну, как Арни обычно "разбирается на месте", вы все себе примерно представляете. Живых остается самую малость. Но то обычно. В "Ущербе" же Горди прыгает по кустам как подстреленный заяц. Прячется, скрывается, а если нападет, то как-то подло, из-за угла; партизанит со страшной силой, при этом получая по морде от полиции, бандитов, женщин и детей (нет, с Т-1000 точно бы не справился). Несмотря на почти нулевой результат, занят Горди все полтора часа как акушерка в китайском роддоме. Эль Лобо он в конце, конечно, убивает, пробормотав что-то вроде "ну что, сынку, помогли ли тебе твои ляхи"?

Фильм доделали как раз перед событиями 11 сентября и из-за них сперва вообще положили на полку, а потом, как говорят, изрядно порезав, выпустили в прокат. Тут есть два замечания. Во-первых, зря клали на полку. "Ущерб" выглядит, как будто был снят как раз после сентябрьских событий: взрыв + антитеррористические операции за границей + героический пожарный (там у него еще три друга-пожарных появляются: белый, черный и латинос). Во-вторых, порезали явно недостаточно. Еще с полчаса не то что можно, а нужно было вырезать. Более того, "Ущерб" если и не оправдывает, то и прямо не осуждает бомбежки мирного населения. Ну, кинули по деревне несколько бомб, выпустили несколько ракет, положили кучу невинного народа, но ведь и террористов зацепили! Да и народ там – не агнцы, а типа помощники и почти соучастники. Один раз завязалось что-то вроде дискуссии: чем отличается Эль Лобо, убивший родню Горди, от самого Горди, намеренного убить Эль Лобо? На что со стороны Горди прозвучал ответ: "Я тебя убью!", явно претендующий встать в ряду знаменитых Шварцевских афоризмов (one-liners) вроде: "Ай`л би бэк" или "Аста ла виста, бэйби!". Лучше бы он "Сам дурак!" ответил.

Глупым сценарием в наше время сложно кого-то удивить, но этот бьет все рекорды. Неувязки громоздятся в огромную кучу. Чего стоят одни только секретные совещания, на которые свободно заглядывают то Горди с друзьями-пожарными, то беженцы из Колумбии, и все шишки из Госдепартамента сразу бросаются пожимать им руки и делиться самыми последними разведданными и планами на будущее. А еще вновь появился, как я его называю, "синдром лоха". Наиболее яркое выражение этот синдром получил в "Прямой и явной угрозе". Помните, там воюющий с террористами Харрисон Форд лазил по вражескому логову. Спрячется, бывало, даст зазевавшемуся террористу по голове и бежит дальше по коридору, начисто игнорируя трофейный автомат. Следующий террорист тоже с автоматом, и Форд снова вынужден прятаться и прыгать из-за угла, рискуя жизнью, но в качестве оружия он в лучшем случае станет использовать доску какую-нибудь или ящик. Арни в нашем случае действует так же.

Подводя итоги: после Raw Deal это самый дурной и слабый боевик со Шварценеггером. Даже хуже "Конца света". Очень похоже на конец конца (по аналогии с "началом конца"). Правда, на подходе "Правдивая ложь 2". А там – Кэмерон. А Кэмерон – это вам не Дэвис. Да! Про режиссера-то мы забыли! Эндрю Дэвис – разочарование еще похлеще Шварца. И это тот же самый режиссер, что снял шедевральные "В осаде" и "Беглеца"?! Зачем ему нужна была эта неудачная попытка очередной патриотической байды? Он сейчас работает, говорят, над "В осаде 3" с Сигалом. Ниспошли ему, Господи, чуть-чуть вдохновения! Ну хоть саму малость...

Выбор читателей