По обе стороны Музыки

Ветераны британского рока по-прежнему выпускают отличные альбомы. Но, увы, они не вечны. Сольная пластинка Джима Капальди – одна из последних записей Джорджа Харрисона

Jim Capaldi – "Living on the Outside" (2001)
Поющий барабанщик Джим Капальди (участник легендарного британского арт-фолк-блюзового состава Traffic) для записи сольного альбома созвал таких же ветеранов, как и он сам – старых заслуженных рокеров Steve Winwood, Gary Moore, Paul Weller, Ian Pace... Ныне покойный Джордж Харрисон тоже поиграл здесь – на хит-сингле "Anna-Julia" звучит его гитара, это одна из последних студийных сессий экс-битла... Впрочем, все перечисленные звезды присутствуют все же в качестве "guest stars" на отдельных треках; базовая работа легла на плечи менее именитых гитариста Mick Dolan и клавишников Chris Parren и Helmut Zeriett. Барабанит, естественно, сам Джим (уступив место лишь Иану Пэйсу на двух вещах), поет – тоже. Альбом, в работе над которым были задействованы аж четыре студии, получился почти не "трэффиковским" по духу: в начале пластинки доминируют непривычные в этом контексте интонации позднего ELO ("Standing In My Light", "Anna-Julia", "Time Passes"), а затем проскальзывают крупицы американских стандартов ("Love You Til’ The Day I Die") и "new-wave" ("Riding The Storm"). Возможно, кого-то слегка огорчит стилистическая неоднородность альбома, но за такие вещи, как "We’re Not Alone", "One Man Mission" или заглавную "Living on the Outside" Джиму никогда краснеть не придется: блюз-рок, "каким он и должен быть". А вот обещанный в качестве bonus-track видеоклип "Anna-Julia", обозначенный на обложке компакта, в части российских изданий отсутствует; будьте внимательнее.
(****)


Marillion & the Positive Light – "Tales from the Engine Room" (1997)
Первая мысль – кому сие предназначено? Поклонники Marillion в большинстве своем люди состоявшиеся, с каким-никаким вкусом – характер музыки, знаете ли, предполагает... Маловероятно поэтому, что перед этими людьми часто встает дилемма такого рода – запихнуть в вертушку любимый "Misplaced Childhood" или "Marillion.com" – или пойти, что ли, пооттопыриваться в кабак под уныло-однообразные "клубные" миксы. Тем не менее, эпидемия ди-джейской самодеятельности достала и Marillion – объектом надругательства стал альбом 1996 года "The Strange Engine". Две особи ди-джеев (подвид Homo Sapiens, собственной музыки, как правило, создать не умеющий, но активно паразитирующий на чужих творениях) – Marc Mitchell и Marc Daghorn, решив, по-видимому, изготовить некий универсальный продукт "и нашим и вашим", позаимствовали голосовые партии и еще кой-чего из инструментальных дорожек Marillion и перемешали их с новомодными веяниями клубной культуры (интересно, хоть с ведома самих музыкантов?). Результат вышел немногим лучше коктейля, где базовыми ингредиентами выступили молоко, томаты, селедка и варенье... Песни стали легковеснее, из них ушел "дух" группы, они потеряли смысл и идеи; наименее пострадала трагичная "Estonia", да остались еще некоторые воспоминания об "One Fine Day", навевая попутно мысли о позднем Duran Duran. Трек "80 Days" в комбинации с драм-машиной и женскими хорами вообще смотрится изысканиями позднего Майкла Олдфилда в "world-music". В связи с этим всем поклонникам "оригинального" Marillion настоятельно рекомендуется держать свои денежки подальше от этого т.н. "альбома".
(?)


Великие композиторы (серия "Шедевры музыкального искусства").
Раздача всем сестрам по серьгам. Месяца полтора назад в обзорах уже промелькнули два тома (Испания и Германия) хрестоматии "Шедевры музыкального искусства". Теперь же, с выходом еще четырех томов (Австрия, Италия, Франция, Россия) познавательная ценность шеститомника значительно возросла – обособленные фрагменты мозаики в сумме дают более-менее целостную картину европейской музыкальной мысли XVII-XX веков. Экая глыба, как сказал бы классик... Попытаюсь очень вкратце обозреть каждый CD:
Австрия. Некоторых австрийских композиторов немцы считают "своими": один язык, те же музыкальные традиции, да и вообще, Австрия и Германия совсем рядом – но все-таки и Моцарт (представленный фрагментами из "Реквиема"), и Гайдн ("Хорал святого Антония"), и Шуберт относятся к родоначальникам венской классической школы. Нельзя оставить без внимания и знаменитый, красивейший вальс Штрауса "Голубой Дунай", завершающий диск.
Италия: страна богатейших оперных традиций и родина многих величайших скрипачей, и CD – яркая тому иллюстрация: Вивальди ("Времена Года: Весна"), далее: Россини, Боккерини, Паганини ("Вариации на струне соль на тему оперы "Моисей")... Итальянская опера отражена фрагментом оперы Дж. Верди "Набукко".
Французская пластинка в большей степени (по сравнению с остальными) – ретроспектива национальной музыки: от Люлли и Куперена до Бизе и Равеля.
И Россия – без Глинки (увертюра из "Руслана и Людмилы"), Мусоргского ("Рассвет на Москве-реке"), симфонических работ Бородина, Римского-Корсакова и Чайковского (увертюра "1812 год") картина была бы незавершенной! Русская фортепьянная классика представлена рапсодией Рахманинова и двумя этюдами Скрябина. Особо хотелось бы отметить замечательный состав исполнителей, задействованных на всех томах хрестоматии: это и знаменитый Лондонский симфонический оркестр, и Берлинский ("Караяновский"), и Венский филармонический оркестр; соло – скрипач И.Менухин, пианисты Г.Гульд и даже сам С.Рахманинов.
Чего-то не хватает для полноты картины, заметят некоторые, и уточнят: а где же английская классическая музыка? И неожиданно попадут не в бровь, а в глаз: оказывается, все "классическое" наследие старой доброй Англии выражается в творчестве одного-единственного Генри Перселла (хронологически он даже предшественник Баха!). Его музыка опиралась на народные традиции, она более доступна, нежели полифонические фуги Баха, но при этом очень нежна и красива. В связи с этим хочется воскликнуть: уважаемые Господа Составители этой крайне полезной музыкальной энциклопедии! Срочно издайте, пожалуйста, том "Англия" или сборник Перселла (это будет почти одно и то же) – по крайней мере, чтобы больше никого по этому поводу не расстраивать.
(***)

Выбор читателей