"Пикник": загадочный, но уже не на обочине

Несмотря на все технические достижения XXI века, новая пластинка питерской группы "Пикник" получилась по духу очень близкой к ее ранним альбомам. В обзоре также лучший немецкий Uriah Heep и клавесин

Пикник – "Чужой" (2002)
У главного "пикника" Эдмунда Шклярского потрясающая способность именовать собственные творения с уклоном в мистику. Если дебютник по цензурным соображениям был переименован нейтрально в "Дым" (в оригинале "Опиумный..."), то неосязаемый поначалу "Иероглиф" сегодня обрел блеск и теплую тяжесть золотистого талисмана-символа, без которого Шклярский, похоже, на публике не появляется. Еще была очень удачная пластинка, называлась она "Родом ниоткуда". Теперь вот – "Чужой"...
"...Звонить тебе – а стоит ли? – ведь телефонные боги так упрямы и злы..." – глухо вещает Шклярский, отчего первый трек "Лихорадка" выглядит совершенным кавером малоизвестной песни "Кино". Лет двадцать назад сходство бросалось бы в глаза еще больше: и "Пикник", и команда Виктора Цоя фактически были эталонами нового музыкального направления, получившего позднее обобщающее название "ленинградский рок". Естественно, все песни в этом альбоме написаны Шклярским, просто возникает на миг иллюзия... Псевдофольклорная "Дикие игры" – словно обрядовый языческий заговор под аккомпанемент японской электроники. А следом – вереница "пикниковских" (которые уже ни с чем не спутаешь!) стандартов: безбашенная исповедь школьного хулигана "Герой" (с таким очень характерным "шклярским" произношением "...ког(ы)да будет вес(а)на..."); мистическая "Нигредо" (название, если не ошибаюсь, почерпнуто из словаря алхимиков); лирика безнадежно позднего декаданса "А может быть, и не было меня"... После прослушивания этих вещей разочарование позапрошлогодним "Стеклом" начинает сходить на нет. Также хороши почти есенинская (кабацкая) "Здесь под желтым солнцем ламп" с загадочным припевом про "тень великого клопа" и "Осень" – еще один якобы кавер (на этот раз – "Машины Времени" либо "Воскресения").
Ложка дегтя (ядреного, березового!) – опус с лаконичным названием "Бум" (с гордым подзаголовком "Обретение смысла"): речитатив "бум(а)-бум(а)-бум!", распеваемый на манер мантры, по сути – откровенное занудство; немногим лучше и ироничная "Великий бог – Рубль". На роль растаманского заклинания гораздо больше подошла бы отрешенно-медитативная "Нигредо"... Впрочем, пара слабых вещей, благоразумно поставленных в конец альбома, общего впечатления почти не портят. Несмотря на все технические достижения XXI века, пластинка получилась очень близкой к ранним работам группы. Так что насчет названия Шклярский погорячился. Чужой? Для тех, кто родом ниоткуда, кому приятна горечь дыма и кто любит танец волка; для тех, кто знает, как правильно нарисовать на песке таинственный иероглиф – дня них-то он уж точно не чужой!
(****)


Zarathustra – "Zarathustra"(1971) (серия "All German Rock")
Немецкий состав, играющий очень приятный мягкий хард-рок, своего рода соискатель на звание "лучший германский Uriah Heep". Тот же "ранне-хипповский" хаммондовский орган, те же многоголосия в бэк-вокалах. Открывающая программу "Eternal Light" выглядит коктейлем из "Demons&Wizards", а еще одна любопытная вещица "Mr.Joker" – cловно bonus-outtake с "Fallen Angel". Это тот случай, когда копия удивительно приближается к оригиналу (временами!). Правда, что именно стоит считать копиями, с учетом дат выхода упомянутых альбомов, – еще вопрос. В продолжении пластинки у "Заратустры" обнаруживается стремление к затянутым блюз-фанковым изысканиям ("Past Time") или ранне-ELOY’евской психоделии ("Nightmare") – то есть рыскания вправо-влево от "канонов". Плюс неизбежные поправки на менее выразительный вокал (хотя и "правильный" по произношению) и отсутствие сочувственной улыбки фортуны... Но в общем – диск, достойный вашего внимания, как и еще несколько позиций из этой серии. Одна беда – из них каждую надо отслушивать самолично: объединяющий фактор здесь только один – все они были созданы в 60-х – 70-х в Германии...
(***)


Клавесин (серия "Инструменты классической музыки")
Вот так – просто и конкретно! Клавесин – "дедушка" фортепиано и "старший брат" органа, инструмент, обладающий характерным специфическим звучанием – одновременно и мягким и резким; и пьесы для него такие же ажурные, как тонкая паутинка из стеклянных нитей, как солнечный луч в капле росы ранним июльским утром. Большинство пьес, вошедших в пластинку, были написаны в XVII веке во Франции; впрочем, нашлось место и для И.С.Баха: прелюдии и фуги из "Хорошо темперированного клавира" мы много раз слышали в "классической" адаптации для ф-но (и в поп-обработках) – теперь можно узнать, как они звучали во времена их создания... Из пластинок серии (похоже, тоже не маленькой) эта – одна из самых интересных, удачное начало.
(***)

Выбор читателей