Русский янтарный край в чреве Европы

Только стабильная и благополучная Калининградская область, волею судеб оказавшаяся внутри расширяющегося Европейского союза, может гарантировать европейцам спокойствие

Выступая в марте на одиннадцатом заседании Совета государств Балтийского моря (СБГМ), член Еврокомиссии, отвечающий за внешние связи, Крис Паттен назвал четыре главных приоритета Комиссии ЕС в балтийском регионе. Со слов чиновника, таковыми являются окружающая среда, ядерная безопасность, Калининград и организованная преступность.

Повышенное внимание щепетильных европейцев к экологической и ядерной безопасности в общем-то хорошо известно, как и их опасения относительно засилья организованной преступности. Куда более интересно то, что в числе столь специфических объектов внимания Еврокомиссии оказался самый западный российский регион – Калининградская область.

Так уж сложилось, что со времени "больших перемен" 90-х годов большинство россиян весьма смутно представляет происходящее на "крайнем Западе" страны. С распадом СССР регион оказался оторванным от остальной России не только географически, но во многом и информационно.

Справка "Yтра"

Калининградская область была образована после решения Потсдамской конференции трех держав – СССР, США и Великобритании – о ликвидации Восточной Пруссии, северная часть которой после Второй мировой войны отошла Советскому Союзу. 7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР", 4 июля ее административный центр был переименован в Калининград, а область – в Калининградскую.

Территория области 15,1 тыс.кв.км. На севере и востоке на протяжении 280,5 км она граничит с Литовской Республикой, на юге на протяжении 231,98 км – с Польшей. На западе области побережье Балтики. Расстояние от Калининграда до Москвы – 1289 км.

В области проживает около 1 млн. человек, из них в областном центре, г. Калининграде, около 422 тыс. Городское население составляет 80% от общего числа жителей. Калининградская область относится к числу наиболее плотно заселенных регионов России. На один квадратный километр приходится в среднем 60 жителей.

На территории области сосредоточены крупнейшие запасы янтаря (более 90% мировых промышленных разработок), имеются значительные месторождения нефти (с содержанием серы не более 0,2%), залежи каменной соли класса "Экстра", торфа, минеральной воды. На дне Балтийского моря обнаружены железомарганцевые конкреции, а также залежи "тяжелых песков", содержащих титан и цирконий.

Основными объектами производства и экспорта являются нефть, металлопродукция, целлюлоза, удобрения, продукты неорганической химии, рыба и морепродукты, бумага и картон, суда. В области зарегистрировано 1266 предприятий с иностранными инвестициями, 85 филиалов и 20 представительств иностранных фирм.

Часто вспоминать о Калининградской области начали сейчас, когда казавшееся ранее фантастическим расширение ЕС на Восток стало объективной реальностью. Напомним, что со скорым вхождением Польши и Литвы в состав Евросоюза западный российский анклав оказывается внутри ширящегося европейского объединения. Связанные с этим многочисленные вопросы и проблемы ложатся тяжелым грузом на плечи как российской, так и европейской сторон.

К сожалению, российский федеральный центр пока не продемонстрировал значимых реальных шагов в деле решения калининградского вопроса. Какие-то более или менее заметные движения в данном направлении начинаются только сейчас, когда до момента смыкания "кольца ЕС" вокруг Калининградской области осталось совсем мало времени. Стоит заметить, что недостающие внимание и поддержка федерального центра в различных социально-экономических областях зачастую компенсируются реальной помощью со стороны ЕС. Так, по словам Криса Паттена, по линии Еврокомиссии с 1991 года для Калининграда было выделено около 40 млн. евро на осуществление различных проектов в области экологии, ядерной безопасности, приграничного сотрудничества, энергетики, транспорта, здравоохранения, торговли.

Перспектива региона оказаться в окружении ЕС при нынешнем положении дел выглядит далеко не радужной. Принятие ее соседями, Польшей и Литвой, единых европейских норм, касающихся таможенных правил, транзита и свободы передвижения, ставит область в крайне тяжелое положение. Вхождение этих стран в число участников Шенгенского соглашения может существенно затруднить свободное сообщение и транзит грузов по территории ЕС между областью и остальной Россией. Некоторые эксперты и СМИ уже сегодня активно полемизируют о возможности превращения Калининградской области в своеобразный "Шенгенский изолятор". Если в настоящее время, на основании межгосударственных соглашений жители калининградского региона могут безвизово въезжать на территорию Литвы и Польши, то в условиях ЕС подобное уже не представляется возможным. То же можно сказать и о транзите грузов, топлива и энергии, необходимых для жизнедеятельности региона. Это повлечет за собой увеличение стоимости товаров, производимых в Калининграде и области, а следовательно и снижение их конкурентоспособности со всеми вытекающими последствиями.

Обобщая, можно выделить несколько основных проблем, наиболее остро стоящих перед Калининградской областью в связи с расширением Евросоюза на восток. Это проблема связи и коммуникаций, как по отношению к основной территории России, так и к ближайшим соседям. Прежде всего, сюда нужно отнести все тарифные, таможенные и визовые вопросы. По словам губернатора области Владимира Егорова, из-за завышенных транзитных тарифов, установленных Польшей и Литвой, при проезде и перевозке грузов регион ежегодно теряет порядка $22 млн.

Остро встанет проблема энергоснабжения. Область получает электроэнергию из России через территорию Литвы. Благодаря транзитным тарифам Калининград имеет одну из наиболее высоких стоимостей киловатт/часа по России. С вступлением Литвы в ЕС ситуация с обеспечением электроэнергией станет близка к критической.


Калининград и область испытывают значительные трудности с водоснабжением, а также с очисткой бытовых и промышленных стоков. Износ городской системы водоснабжения составляет порядка 70%. Аналогичная картина наблюдается и с системой канализации. Серьезную экологическую опасность представляет и загрязнение прилегающей к области акватории Балтийского моря.

Проблема рыболовства. Она связана с тем, что Балтийское море становится внутренним морем ЕС. Рыболовство исконно являлось одной из важнейших отраслей экономики региона, а расширение Евросоюза может повлечь за собой изменения правил и условий лова рыбы на Балтике.

К сожалению, накануне расширения ЕС каждая из перечисленных проблем далека от своего разрешения. Это во многом можно объяснить как сложностью переплетения геополитических и экономических нюансов, так и банальной нерасторопностью чиновников (прежде всего российских).

Характерно, что европейская сторона уже предлагала варианты решения проблемы западного анклава России. Одним из таких вариантов было рассмотрение возможности придания области своеобразного ассоциированного статуса в самом Евросоюзе. Это, как известно, вызвало недовольство "материковой" России. Сформировалось устойчивое мнение, что подобный вариант приведет к постепенному уходу Калининградской области из-под российской юрисдикции. На фоне острейшей проблемы Курильских островов федеральное руководство резонно решило не повторять "курильского сценария" теперь уже на западе.

Очередная попытка решения вопроса Калининградской области на межгосударственном уровне будет предпринята 29 мая в ходе саммита "Россия – ЕС". По словам российского премьера Михаила Касьянова, Москва и Евросоюз все-таки должны найти "хорошее компромиссное решение". Премьер-министр считает, что данное решение должно будет одновременно "отвечать требованиям Шенгенского соглашения и особенностям Калининградской области как части России".

Пока крайне сложно сказать, каким станет решение проблемы региона на межгосударственном уровне. Безусловно, базовые правила, на которых будут строиться отношения между расширившимся Евросоюзом и российским анклавом, должны быть выработаны на уровне высшего руководства России и ЕС.

Вместе с тем, ряд актуальных для Калининградской области задач решается уже сейчас на уровне региональных властей, при содействии различных европейских программ. Так, на местном уровне в расширении ЕС видят не только проблемы, но и новые возможности.

Европейский союз сегодня сам уделяет Калининграду немалое внимание. В ЕС прекрасно осознают всю важность социально-экономической и экологической стабильности на территории своего соседа. Таким образом, большинство из перечисленных выше проблем в равной степени заботит и европейскую сторону. Это стало хорошей основой для совместной деятельности Калининградской области и Евросоюза. Основные ее сферы – экология, водоснабжение, транспортное и портовое хозяйство, социальные вопросы, поддержка малого и среднего бизнеса.

Органы местного самоуправления Калининграда активно используют все возможности по расширению международного сотрудничества, предоставляемые ЕС, а также правительствами Дании, Швеции и Норвегии. С 1995 года Калининград участвовал и участвует в 14 проектах, финансируемых ЕС (общая стоимость составляет 4,9 млн. ЭКЮ), 18 проектах, финансируемых Данией (2,3 млн. ЭКЮ), 10 проектах, финансируемых Швецией (1,8 млн. ЭКЮ). Использованы возможности практически всех подпрограмм программы TACIS.

TACIS – программа Европейского союза, содействующая развитию рыночной экономики и демократии в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии путем безвозмездного предоставления опыта и ноу-хау в различных областях. Начиная с 1991 года по программе TACIS выделено более 2,4 млрд. евро на гранты, направленные на осуществление свыше 1500 проектов в Российской Федерации.

В рамках TACIS в Калининградской области реализуются такие проекты как "Экологический мониторинг и управление водными ресурсами Калининградской области" (бюджет 2 млн. евро), "Развитие Калининградского порта" (бюджет 0,998 млн. евро), "Предотвращение загрязнения прибрежных зон Балтийского моря Калининградской области" (бюджет 99.350 евро) и др.

Как мы уже говорили, направления программ ЕС, осуществляемых в калининградском регионе, преимущественно экологические и социальные, инвестиционная доля в них невелика. Это во многом объясняется желанием европейцев обезопасить себя от всевозможных неожиданностей, которые потенциально могут исходить с территории российского анклава.

В результате осуществления международных проектов наработана реальная схема сотрудничества, которая должна лечь в основу дальнейших отношений между Калининградом и ЕС. В силу сложившихся обстоятельств, пожалуй, только плодотворные экономические взаимоотношения российского региона со своими европейскими соседями могут обеспечить ему возрождение и достойное существование. Похоже, это понимают и в Евросоюзе. В нынешних условиях ЕС становится напрямую заинтересованным в развитии экономики и социальной сферы Калининградской области. Только богатый и благополучный российский регион, волею судеб оказавшийся внутри европейского объединения, может гарантировать Европе спокойствие. Таким образом, есть основания предполагать, что со временем инвестиционная составляющая в отношениях Калининград – ЕС будет увеличиваться.

Бесспорно, эти отношения в будущем ждет ряд серьезных испытаний, так как взгляды России и Евросоюза по ряду политических и экономических вопросов не совпадают. Оставаясь российской территорией, Калининградская область не раз еще столкнется с "ножницами", возникающими в результате несовпадения местных и общегосударственных интересов в отношениях с ЕС. Здесь остается только уповать на мудрость и политический талант высшего руководства России.

В целом же, Калининградская область может сегодня стать своеобразным полигоном для апробирования нового типа отношений между Россией и обновленной Европой. В условиях декларируемой российским руководством ориентации на внешнюю открытость и включение в мировые экономические процессы это является крайне важным.

Учитывая ряд серьезных обстоятельств и, прежде всего, нарастающие проблемы внутри самого ЕС, нельзя однозначно утверждать, что нынешний процесс расширения Евросоюза обречен на успех. Тем не менее, это не означает, что калининградский регион и остальная Россия не должны максимально использовать возможности, предоставившиеся им сегодня.

Выбор читателей