Бензин будет дорожать и дальше

Крупные компании – владельцы сетей АЗС располагают достаточным количеством средств и возможностей для того, чтобы делать зимние запасы. Сейчас именно это обстоятельство стало решающим

С приходом весны жизнь российских автовладельцев становится все более неуютной. После осенне-зимнего затишья цены на моторное топливо снова неуклонно поползли вверх. Причем, если в Москве, с ее изначально завышенными ценами, удорожание горючего прослеживается не столь отчетливо, владельцам автомобилей из других российских регионов приходится очень несладко. Больше всего, судя по данным статистики, не повезло жителям Сибири. И, судя по тому, что происходит сегодня с ценами на российских АЗС, это еще не предел.

Согласно последним данным Госкомстата, в России рост потребительских цен на автомобильный бензин с 13 по 19 мая в среднем по России составил 3,4%, в том числе марки А-76 (А-80 и т.п.) – 3,9%; АИ-92 (АИ-93 и т.п.) – 3,4%; АИ-95 и выше – 2,4%. На 20 мая средние потребительские цены на автобензин в целом по России составили 7,67 руб. за литр, в том числе марки А-76 (АИ-80 и т.п.) – 6,67 руб. за литр, марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) – 8,11 руб., марки АИ-95 и выше – 9,33 руб.

На прошедшей неделе удорожание бензина было отмечено в 56 центрах субъектов РФ. Более всего цены на автобензин выросли в Иркутске (24,9%) и Улан-Удэ (22,1%), в основном в результате увеличения цен на бензин марки А-76 (АИ-80 и т.п.) – на 27,6% и 25,9% соответственно. Снижение средних цен на бензин зарегистрировано в 4 территориальных центрах России. Наиболее существенным оно было в Благовещенске – на 1,2%, где заметнее остальных подешевел бензин марки А-76 (АИ-80 и т.п.) – на 2,8%.

Почему же стабильные до недавнего времени цены на топливо вдруг столь стремительно пошли вверх, а главное, как долго и до каких отметок это продлится?

В качестве наиболее очевидного объяснения происходящего многие эксперты приводят довод, связанный с резким увеличением нефтяного экспорта, ставшего следствием отказа России от принятых ею ранее экспортных ограничений.

Однако влияние этого объективного фактора на российский розничный рынок ГСМ сильно преувеличено. Вряд ли с выходом России из режима ограничений вся "свободная" сырая нефть враз устремилась за рубеж, поэтому утверждение об абсолютном затоваривании российского внутреннего рынка в период ограничений некорректно. Наблюдения показывают отсутствие резкого скачка объемов российского экспорта нефти с отменой квот. Это означает, что все имеющиеся у нефтяных компаний запасы не могли оказаться в экспортной трубе сразу же и одномоментно.

Другое немаловажное обстоятельство – это запасы российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые за время "экспортного застоя" значительно возросли. Теоретически, НПЗ, купившие сырую нефть по старым, низким ценам, могли бы поставлять сегодня на рынок произведенный из нее дешевый бензин и прочие нефтепродукты. Могли бы... А бензин дорожает.

Рассуждая о причинах происходящего на топливном рынке, в первую очередь стоит обратить внимание на календарный фактор. Значительная часть наших граждан по-прежнему предпочитает не эксплуатировать свои автомобили в зимний период. С наступлением весеннего потепления миллионы "железных коней" просыпаются от спячки и устремляются на улицы российских городов и автомагистрали. Таким образом, начало автомобильного сезона неизбежно ведет к резкому увеличению спроса на моторное топливо. Спрос же, как известно, рождает предложение. Вот здесь, пожалуй, и начинается самое интересное.

Сезонный фактор, безусловно, уже сам по себе является одной из естественных причин роста цен, который можно объяснить согласно классическим законам экономики. Вместе с тем, в российских условиях этот фактор начинает оказывать на рынок ГСМ не только прямое, но и косвенное воздействие. Начало сезона становится хорошим поводом в том числе и для необоснованного завышения цен на всех этапах пути от сырой нефти до бензина на АЗС.

Следует упомянуть и еще об одной особенности бензиновой весны-2002. Сложившаяся сейчас на рынке ситуация позволяет одной части участников рынка решить свои проблемы за счет другой. А именно: крупные компании старательно пытаются очистить его от сохранившейся "мелочи" в лице единичных частных АЗС.

Крупные компании – владельцы сетей АЗС располагают достаточным количеством средств и возможностей для того, чтобы делать запасы. Именно сейчас это обстоятельство стало решающим. Закупив еще зимой, в период затоваривания рынка, дешевое топливо, они получили сегодня возможность продавать его по низким ценам, не впадая при этом в убыток. Ограниченной в средствах "мелочи" запасы не по карману, поэтому она вынуждена покупать горючее на НПЗ, которые, в свою очередь, не желая упускать улучшающуюся с каждым весенним днем конъюнктуру, повышают отпускные цены. В результате, уже сейчас значительная часть "частников" от заправочного бизнеса становится неконкурентоспособной по ценам на фоне хорошо себя чувствующих нефтяных "китов". Цена в российских условиях является определяющим фактором для большинства покупателей. Это означает, что, как бы ни старались "частники" компенсировать высокие цены хорошим сервисом, шансов на успех у них немного. Что касается качества продаваемого топлива, то в большинстве случаев и "киты", и "мелочь" берут его из одних и тех же резервуаров, что не позволяет им конкурировать по этому параметру.

Тем не менее, это не означает, что сравнительно невысокие цены "китов" останутся такими навсегда. По мере истощения собственных запасов, а также сил конкурентов, повышать цены придется и им. Предел этому сможет положить, пожалуй, лишь эффективность спроса.

Резюмируем: рост цен на топливо будет продолжаться до той поры, пока автовладельцы будут покупать его в объемах, гарантирующих продавцу заданную прибыль.

Выбор читателей