Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
А.Шнейдер, Я.Кацман, Г.Топчишвили. "Наука побеждать в инвестициях, менеджменте и маркетинге". Издательство АСТ, 2002 г.
Однако "Наука побеждать..." затягивает буквально с первых страниц. Возможно, это связано с тем, что авторы в ней отступают от традиционного шаблона "жанра", разговаривая с читателем доступным языком, с использованием понятных схем, многочисленных практических и исторических примеров.
Главная особенность книги, пожалуй, в том, что она выглядит наиболее актуальной именно для российской аудитории, на которую в основном и ориентировались авторы. При этом описанная в книге методология бизнес-анализа (квантово-экономический анализ, или КЭА) изначально создавалась на Западе и для Запада, применимость КЭА к России выяснилась уже потом. Да и сама книга тоже писалась в Америке.
Более чем десятилетие построения в России бизнеса "по-русски" наложило зримый отпечаток на всю современную экономику страны. "Советский" подход к организации менеджмента, расчету и планированию инвестиций, созданию новых видов бизнеса и продвижению товаров и услуг привел к тому, что изрядное количество больших и малых российских компаний живут и работают сегодня на грани фола. К сожалению, многие из тех, кому приходится принимать управленческие, маркетинговые и инвестиционные решения, по сей день продолжают мыслить категориями времен почившего Госплана.
"Наука побеждать..." имеет определенные шансы изменить представления этой категории людей о реальном рынке и его субъектах, избавив их от отживших стереотипов. Раскрываемая авторами методология КЭА дает возможность бизнес-субъекту научиться прогнозировать ошибки, избегать промахов и пользоваться просчетами конкурентов.
Одна из основных идей книги – исключение из бизнес-процесса эмоциональной составляющей и, если можно так выразиться, формализация интуиции. Базовые понятия бизнеса (компания, товар, рынок) разнесены авторами по четко структурированным частям, соответствующим определенным уровням (этапам) эволюции данных понятий. Сочетания таких эволюционных уровней для компании, товара и рынка представляют собой некие условные матрицы. Работа с ними позволяет максимально формализовать процесс бизнес-анализа, превращая его фактически в техническую операцию.
Как уже говорилось, книга содержит массу практических и исторических примеров, подтверждающих то или иное заключение авторов, равно как и обоснований на основе КЭА реальных современных экономических процессов и ситуаций.
Прекрасным примером этому является приводимое авторами объяснение того, почему передовые научно-технические идеи, рожденные в России, реализуются и исполняются на Западе. У многих патриотически настроенных наших читателей одно только упоминание этого явления вызовет бурную эмоциональную реакцию. Но эмоции здесь абсолютно ни при чем, всё имеет вполне логическое объяснение. Разложив ситуацию на элементарные "кубики", авторы объясняют истинную суть "непатриотического" процесса. И это далеко не единственный живой пример, встречающийся в книге.
Что приятно, авторы абсолютно лишены америкоцентризма. С той же "математической" доказательностью демонстрируют они, почему многие хорошо разработанные и распространенные на Западе продукты и технологии принесут сегодня больше прибыли в России, чем "у себя дома". И тут же объясняется, что, перенося производство товаров с Запада в Россию, неправильно автоматически копировать также приемы маркетинга и рекламы. Уровни развития рынка для одного и того же товара могут быть разными в разных странах. А значит, КЭА предложит разные подходы к тому, как этот товар продвигать.
В заключение надо сказать, что управленцы, инвесторы и предприниматели – далеко не единственные категории читателей, которых могла бы заинтересовать "Наука побеждать...". Книга станет интересной для любого, кому небезынтересно, почему производители или продавцы ведут себя тем или иным образом; почему ряд компаний умышленно идет на ухудшение потребительских свойств собственной продукции или почему "Макдоналдс" остается "Макдоналдсом" и в Африке, и в Америке, и в России. Одним словом, эта книга – для всех, кому интересно понять многогранную структуру современного бизнеса как единого и неразрывного целого.
Не обращать на это внимание уже невозможно