Медленно – не значит печально!

В какой-то мере оправдывая название последнего альбома "Slow Motion", Supertramp разродились им аж через пять лет после предшествующего, "Some Things Never Changes"

Supertramp – "Slow Motion" (2002)

Не о них ли – есенинское: "Дух бродяжий, ты все реже, реже расшевеливаешь..."? В какой-то мере оправдывая название очередного альбома, Supertramp разродились им аж через пять лет после вызывавшего зевоту "Some Things Never Changes" (1997). Впрочем, на этот раз ситуация не безнадежна: "Slow Motion" вряд ли ждет повторение коммерческого успеха "Завтрака в Америке", однако если лично для вас дискография этого старинного бродяги не ограничивается лишь одной вышеупомянутой заезженной пластинкой (разве чем-то хуже "Famous Last Words..." или "Brother Where You Bound"?), то вполне резонно рассчитывать, что и "Slow Motion" в итоге заслуженно займет место на вашей полке. Годы ли тому причиной, или группа просто устала от экспериментов и решила вернуться к корням, но на этот раз мелодии лидера Рика Дэвиса (Rick Davies), обильно приправленные временами наглым, временами деликатным саксофоном Джона Холливела (John Halliwell) получились очень выразительными. Коммерческий арт с характерным бряцанием рояля здесь приобретает привкус то салунного рэгтайма ("Tenth Avenue Breakdown"), то поп-фанка середины 80-х ("Little by Little"); в целом же пластинка выглядит более блюзовой (применительно к Supertramp!). Кроме того, Дэвис наконец-то прекратил соревноваться сам с собой в умении тонко скулить в микрофон – здесь его вокал более сдержан, отчего отдельные номера напоминают уже не то Parsons, не то поздний Camel... Более скучным по сравнению с остальными кажется лишь заключительный трек "Dead Man’s Blues". Таким образом, пять лет выдержки только подтверждают: медленно – далеко не всегда означает плохо или скучно! Рано еще списывать в утиль этого бродягу со стажем!
(****)


Omega – "Omega-5/Nem Tudom A Neved"(1973-74) (серия)

Ужель та самая "Омега", которую в конце 70-х барыги на Ленинском впаривали на безальтернативной основе всем измученным совковым нарзаном гражданам? Впрочем, яд и ирония здесь, в общем-то, ни к чему: конечно, были в догорбушечной толпе и особые любители "венгров", но по сравнению с остальными "демократами" Omega всегда занимала особую ступень в иерархии относительно доступных виниловых радостей – благодаря ярким мелодиям (как правило, филигранно аранжированным) и прекрасной сыгранности музыкантов. Ведущая венгерская рок-группа за период 1973-79 гг. выпустила пять великолепных, оригинальных и не похожих друг на друга альбомов. Приверженцам арт-харда особенно интересными показались "Omega5/Nem Tudom A Neved" (благодаря лидирующему "хаммонду" часто выглядящие младшими братьями Vanilla Fudge и Uriah Heep); седьмая и девятая пластинки ("Idorablo" и "Gammapolis") временами демонстрировали психоделические находки не слабее, чем, к примеру, у немецких коллег по цеху Eloy; восьмая ("Csillagok Utjan") содержала опыты объединения острой прямолинейности рок-группы с элементами классического звучания и русского фольклора (в частности, "Lena", в английском варианте – "Russian Winter). Некоторую часть наших слушателей отталкивал венгерский язык (на слух довольно специфичный) – года четыре назад в России в качестве пробного шара были перепечатаны несколько англоязычных альбомов группы ("Time Robber", "Skyrover", "Gammapolis"). Теперь, как говорится, настало время слушать оригиналы – судя по нумерации отдельных томов, "Омегу" планируется сделать всю (включая и "экспортные" альбомы). Плюс: теперь можно отправить старый скрипящий винил на заслуженный отдых и снова порадоваться чистому звуку... Минус всей серии (как и большинства пластинок, изданных в последнее время под шапкой "Only Classic Rock’N’Roll Edition" – важно!) – отсутствие трех "минусовых" секунд перед началом тех композиций, где им, по идее, надлежит быть обязательно. В погоне за форматом "2 в 1" (альбомы-то полные!) треки идут почти non-stop, что с позиции потребителя не всегда оправданно. Что тут скажешь? – ну спасибо издателям, что хоть количество треков сохранили...
(***)


Clear Blue Sky – "Cosmic Crusader" (1971)

Еще одно имя нарицательное, так же как и Gnidrolog прекрасно известное завсегдатаям лондонских кабачков в ранние 70-е и совершенно забытое сегодня. Стиль – где-то на границе между ранним хардом уже распавшихся к тому моменту Cream и волшебством еще восходящих Genesis. Несмотря на то, что троим из участников Clear Blue Sky в 1970-м едва исполнилось восемнадцать, талантливые самородки сравнительно легко подписали контракт с лейблом Vertigo (туда их "привел за руку" Patrick Campbell-Lions из британской Nirvana) . В целом прогрессировали в традиционно блюзовом ключе, однако в стремлении играть более сложные и завернутые композиции достигли отдельных вершин: открывающий альбом эпический монумент "Earth, The Rock", светлая (отнюдь не битловская) баллада "Every Living Thing", квази-цеппелиновская "Picture Puzzle"... Еще одна по-своему замечательная команда из начинавших вместе с Man, Van Der Graaf и Supertramp – но у последних фишки легли гораздо удачнее.
(***)

Выбор читателей