Мостра сияет брильянтами

Венецианский кинофестиваль остается одним из самых значимых и престижных в мире. С главной наградой фестиваля в Венеции могут соперничать лишь каннская "Золотая пальмовая ветвь", "Золотой медведь" Берлина и голливудские "Оскары"




Венеция сегодня празднует круглую дату - открывается 60-й кинофорум, входящий наряду с Каннами и Берлином в тройку самых престижных. Честь открытия выпала внеконкурсному фильму Вуди Аллена "Что-нибудь еще", что, несомненно, свидетельствует в пользу того мнения, что европейское кино по-прежнему находится в осадном положении. И хотя Аллен – самый яркий представитель интеллектуального и европеоцентричного кинематографа, устроители юбилейного форума явно сделали реверанс в сторону Нового Света. Впрочем, этому есть и иные объяснения.

В 1997 г. под Рождество Вуди Аллен и юная кореянка, приемная дочь его бывшей гражданской супруги Мии Фэрроу, Сун-Йи Превин сыграли свадьбу в Палаццо Кавалли в городе на воде. С тех пор фестивальные визиты великого американского комика в Венецию стали регулярными. "Для меня - это большая честь", - заявил Аллен, узнав о том, что его картина открывает фестиваль. Со своей стороны, директор форума Моритц де Хаделн отметил, что "видеть Вуди Аллена в Венеции - большая честь для всего международного киносмотра". Между тем, Вуди Аллен неизменно представляет в Венеции свои фильмы с 1993 по 2001 год.

Феерия на острове Лидо - старейшая из подобных в мире. Венеция закрывает большой киносезон и задает тон сезону грядущему, а итальянцы любят напоминать, что, несмотря на мировые катаклизмы, первая Мостра (таким женским именем здесь называют этот форум) прошла еще при дуче. Сюда стремятся попасть режиссеры и продюсеры со всего мира, Голливуд устраивает премьерные показы блокбастеров, и все десять дней на берегах Лагуны действует масштабный кинорынок.

Наиболее известные конкурсанты этого года: Алехандро Гонсалес Иньярриту, прославившийся картиной "Сука-любовь"; Марко Беллоккио, неоднократно обласканный фестивалями, в том числе и Москвой, деятельный и плодовитый, несмотря на свои 95 лет; португалец Мануэль ди Оливейра; французы Брюно Дюмон и Жак Дуайон; Маргарете фон Тротта (Германия), Амос Гитай (Израиль).

Что касается Иньярриту, похоже, он прочно обосновался в США - Венеция увидит второй его американский фильм "Двадцать один грамм" с Шоном Пенном и Бенисио дель Торо в главных ролях.

Антонио Бандерас и Эмма Томпсон – другой звездный дуэт задействован в ленте "Воображая Аргентину" Кристофера Хемптона. Триумфатор последнего Берлинале ("Золотой лев" за социальную драму "В этом мире"), британец Майкл Уинтерботтом, довольно неожиданно предстанет автором футуристического "Кода 46" с Самантой Мортон и Тимом Роббинсом.

Наиболее пристально фестивальное сообщество будет следить за Такеши Китано. Ведь именно Венеция открыла миру этого японского режиссера, вручив ему "Золотого льва" за дебют "Фейерверк". В прошлом году Китано привез свой лучший, по мнению многих, фильм "Куклы", однако призами был обойден; в этом году в конкурс заявлена его новая работа "Заточи". Вокруг нее, похоже, и развернется интрига.

Премьера третьей части "Чемоданов Тулса Лупера", активно раскручиваемого проекта Питера Гринуэя, будет представлена в параллельной экспериментальной программе "Против течения". Сюда вольется дочь голливудского гения София Коппола, очаровавшая в свое время всех своими "Девственницами-самоубийцами", она привезла новую картину "Потерян в переводе". Явный ажиотаж ожидается и на "Пяти преградах" - совместной картине Йоргела Лета и Ларса фон Триера.

Вне конкурса – помимо фильма открытия фестиваля, о котором мы говорили в начале, заметным явлением могут стать "Мечтатели" Бернардо Бертолуччи, "Непереносимая жестокость" братьев Коэн с Джорджем Клуни, "Человек-спичка" Ридли Скотта и "Однажды в Мексике" Роберта Родригеса с Антонио Бандерасом (неужели "Десперадо-2"?)

Теперь немного о наших. На радикальной программе "Новые территории" выступит Алексей Герман-младший с фильмом "Последний поезд", но это не главное. А главное в том, что впервые за последнее время фильм, произведенный российской телекомпанией, претендует на высокие награды. А именно: в конкурсный показ 60-го Венецианского кинофестиваля попала драма продюсера Дмитрия Лесневского и режиссера-дебютанта Андрея Звягинцева "Возвращение" (производство "REN-фильм").

"Возвращение" с виду очень понятная история о взаимоотношениях отцов и детей — модная тема, заинтересовавшая многие престижные фестивали. Сначала пришел запрос из Монреаля — хотели "Возвращение" в конкурсную программу. Потом российскую картину пригласили в Локарно. Пришло приглашение и из Торонто, куда "Возвращение" поедет в любом случае, так как это внеконкурсный фестиваль. Но другие фестивали первой величины признают на своем экране только премьерные показы, и между ними нужно выбирать.

И тут в конкурсную программу позвал Венецианский фестиваль, которому режиссер Звягинцев и продюсер Лесневский отказать не смогли. Никто не рассчитывал, что в борьбу за дебютный российский фильм вмешается старейший кинофестиваль мира. Вообще за всю историю Венецианского фестиваля дважды побеждали российские фильмы, но сначала это было "Иваново детство" Андрея Тарковского, потом картина Никиты Михалколва "Урга - территоря любви".

Так что в этом году российским зрителям опять есть за кого болеть, а отечественное кино дает шанс убедиться, что способно производить что-то достойное.

Напоследок скажем, что обладатель одного из призов известен уже сейчас. Это - легендарный продюсер Дино де Лаурентис, которому вручат "Золотого льва" за достижения в киноискусстве.

Выбор читателей