Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Госдума решила не тянуть с новым законом "О противодействии терроризму": законопроект, только на прошлой неделе поступивший в нижнюю палату, уже одобрен профильным комитетом по безопасности и завтра будет рассмотрен в первом чтении. "Мы считаем, что этот закон сегодня очень актуален, и хотели бы его рассмотреть и принять в самые кратчайшие сроки", – сообщил журналистам думский спикер Борис Грызлов. Формально он сам и еще ряд депутатов числятся в авторах законопроекта; на самом деле ни для кого не секрет, что закон писался дружным коллективом российских спецслужб – в его создании принимали самое непосредственное участие ФСБ, МВД, Минобороны и Минюст. В итоге, похоже, все авторы получили то, что хотели. Вопрос о том, а что, собственно, получат граждане, пока остается в значительной степени открытым.
Одно из главных новшеств: авторы предлагают ввести в законодательство понятие "режим террористической опасности", который дополнит уже существующие правовые режимы – "чрезвычайное положение" и "контртеррористическая операция". Новый режим может вводиться в профилактических целях на срок не более 60 дней как в отдельных регионах, так и на всей территории страны "при получении информации, свидетельствующей о возможной подготовке террористической акции и наличии обстоятельств, не позволяющих проверить такие сведения". Что это за информация – не уточняется, так что, по идее, даже анонимный звонок может спровоцировать двухмесячный запрет на проведение массовых мероприятий, усиление паспортного контроля, ограничение передвижения граждан и транспорта на улицах, установление усиленного контроля на предприятиях вредного производства, банальное прослушивание телефонных переговоров без всякой санкции суда и прочие "издержки" режима террористической опасности. Однако даже в правовом управлении Госдумы отметили, что вопрос о круге лиц, наделяемых правом введения особых правовых режимов, "нуждается в дополнительном обсуждении". Все-таки, чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях вводится указом президента и утверждается Советом Федерации. Для введения же на территории нескольких регионов режима террористической опасности (который, по сути, от режима ЧП мало чем отличается) требуется всего лишь решение премьера, на территории одного субъекта – достаточно санкции губернатора. Для начала контртеррористической операции может оказаться достаточно всего лишь приказа директора ФСБ. По новому закону лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, назначает и ее руководителя (который в обязательном порядке является представителем ФСБ), а также определяет состав оперативного штаба. Но – внимание! – "единоличное руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство операцией не допускается".
По закону и по понятиям
На самом деле "террористическая опасность" – далеко не единственное новшество, которое нас ожидает. Дорогого стоит, например, правовой механизм, который позволит использовать армию непосредственно на территории страны, причем с применением оружия и боевой техники. По действующему сейчас закону "Об обороне" привлечь Вооруженные силы к выполнению задач не по их прямому предназначению, но с использованием вооружения можно только на основании президентского указа, который еще и утверждается Советом Федерации. А по новому законопроекту это может быть сделано просто по решению руководителя контртеррористической операции.
"Тем самым устраняется правовой пробел и решается давно назревшая проблема, связанная с правомерностью привлечения Вооруженных сил для участия в проведении контртеррористической операции", отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Между тем, именно "правовой пробел" до сих пор давал гарантию того, что армию не повернут против народа (для этого придуманы внутренние войска, которые входят в структуру МВД). Но авторы не зря старательно определялись с базовыми понятиями и даже взяли на себя труд дать исчерпывающее определение такому явлению как терроризм. "В нем исключены так называемые "корыстные цели" и отражено, что терроризм – явление политическое", подчеркивается в пояснительной записке. Не случайно "Федеральная служба безопасности РФ безальтернативно определена в качестве основного субъекта по проведению мероприятий по пресечению террористической деятельности, в то время как Министерство внутренних дел Российской Федерации не обозначено в качестве органа, руководящего контртеррористической операцией, что напрямую вытекает из определенного в данном законопроекте понятия..."
Кстати, о понятиях. Для самых любознательных. Если кому-то действительно интересно: терроризм определяется как "насилие или угроза его применения в отношении физических лиц, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества либо других материальных объектов, незаконное вмешательство или угроза незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, а также иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий и совершаемые в целях устрашения населения или оказания воздействия на принятие должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями решений, обеспечивающих удовлетворение социально-политических требований и интересов террористов". Таким образом, даже заурядное хакерство (то есть незаконное вмешательство в информационные системы) может обернуться обвинением в терроризме. А уж понятие "преступления террористического характера" получилось и вовсе беспредельным. Потому что помимо конкретных перечисленных статей УК авторы предлагают относить сюда "и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, если они способствовали достижению террористических целей".
По вертикали
Для общего противодействия терроризму (не путать с конкретной борьбой, бороться будут спецслужбы) создается целая вертикаль, но не очень прямая. Возглавляет государственную систему противодействия, разумеется, президент. Правительство координирует соответствующую деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также организует "обеспечение их необходимыми силами и средствами". Тут все ясно. Дальше – уже не очень. Потому что есть еще федеральная антитеррористическая комиссия (под руководством премьера), и она тоже осуществляет общую координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти. Поскольку в комиссию войдут все те же руководители министерств и ведомств, можно предположить: между собой координаторы как-нибудь разберутся. В регионах также будут антитеррористические комиссии – соответствующего уровня.
Главным борцом с терроризмом, как уже говорилось, становится ФСБ, которая ежегодно отчитывается перед президентов о ходе этой борьбы. Далее, по убывающей, следуют: МВД, СВР, ФСО, Минобороны, Федеральная служба по финансовому мониторингу. Затем – "иные органы исполнительной власти, местного самоуправления", прокуратура (она, как всегда, совмещает борьбу с контролем за законностью этой борьбы). И, наконец, общественные объединения и граждане также могут привлекаться "с их добровольного согласия либо по их волеизъявлению". Правда тут же добавляется, что "сообщение правоохранительным органам ставших известными гражданину сведений о террористической деятельности ... является гражданским долгом каждого".
Особый режим для СМИ
Похоже, давняя мечта спецслужб взять деятельность СМИ под контроль (по крайней мере, в самые критичные для них часы, когда они оказываются лицом к лицу с террористами) скоро исполнится.
Как и следовало предположить, по новому закону при проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции будет вестись только в том объеме, который сочтет уместным руководство оперативного штаба. При освещении обстоятельств, связанных с террористической акцией, журналистам запрещается распространять информацию, "способную затруднить проведение контртеррористической операции", создать угрозу жизни и здоровью людей (не только заложников, но и всех оказавшихся как в зоне проведения контртеррористической операции, так и за ее пределами). Запрещается обнародовать информацию, раскрывающую "специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции, состав и численность привлекаемых сил" а также сведения о сотрудниках спецподразделений, членах оперативного штаба и тех, кто оказывает содействие в проведении указанной операции. Запрещено сообщать "сведения о фактах или сценах особо жестокого насилия". И, наконец, руководитель операции имеет право выделить в этой зоне для работников СМИ них специальный сектор и "установить порядок предоставления сведений", а может вообще запретить доступ в зону проведения операции. Таким образом значительная часть результатов, которых добьются (или не добьются) спецслужбы при помощи новых полномочий, скорее всего, так и останется за кадром.
Что включено в перечень полномочий спецслужб, если вводится режим террористической опасности:
– Проверка у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов доставление указанных лиц в органы внутренних дел (иные компетентные органы) Российской Федерации для установления личности
– Удаление граждан с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств
– Усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта
– Ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемых по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации о террористической деятельности и террористах, выполнения других условий, необходимых для достижения целей контртеррористической операции, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности
– Приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества
– Ограничение или запрещение движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах – Недопущение транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений и граждан, на отдельные участки местности и объекты
– Запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий.
Если вводится режим контртеррористической операции – все то же самое, плюс:
– Доставление в органы внутренних дел (иные компетентные органы) Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции
– Установление среди лиц, задержанных по подозрению в совершении правонарушений или преступлений террористического характера, лиц, причастных к указанным правонарушениям или преступлениям, а также лиц, личность которых не установлена
– Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения
– Изменение режимов работы обслуживаемых операторами связи систем связи, вплоть до прерывания предоставляемых услуг связи; запрет использования приемопередающих радиостанций индивидуального пользования, а в случае невыполнения данного запрета их принудительное временное изъятие
– Использование для проведения контртеррористической операции без изъятия средств связи, принадлежащих гражданам и организациям независимо от форм собственности включая специальные
– Использование без изъятия транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, преследования и задержания террористов или доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия
– Запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан
– Временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или временных жилых помещений
– Введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий
– Беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в реализации террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей
– Проведение при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личного досмотра граждан, досмотра находящихся при них вещей, досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств
– Запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций
– Ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; специальных средств, ядовитых веществ; установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества; этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности – временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ
– Установление особого порядка деятельности работников средств массовой информации.
Ситуация может еще больше обостриться