Ряд турфирм может смыть цунами

Более 4 тыс. россиян отказались от туров в Юго-Восточную Азию. Для 100-процентного возмещения стоимости их путевок из оборота турфирм потребовалось бы изъять свыше $11 миллионов




Обсуждение страшной трагедии в Юго-Восточной Азии в нашей стране практически с первых же дней перетекло в финансовую плоскость. Порой даже складывалось впечатление, что вопрос "вернут ли нам назад наши деньги" волновал соотечественников гораздо больше, нежели количество жертв и масштаб разрушений. А "крайними" в этой ситуации оказались туристические компании, которым сегодня не инкриминируется разве что само цунами. Конечно, в форс-мажорных обстоятельствах разные фирмы повели себя по-разному, далеко не всегда их поведение было этичным. Но не стоит забывать и о том, что турбизнес в результате азиатской катастрофы пострадал едва ли не больше всех. Уж ему-то точно никто не вернет средств, потраченных на предсезонную раскрутку направления – буклеты, каталоги, рекламу.

Более 4 тыс. россиян отказались от поездок в пострадавший регион. Для 100-процентного возмещения стоимости их путевок из оборота турфирм потребовалось бы изъять свыше $11 миллионов. Единовременный возврат полной стоимости несостоявшихся туров может привести к банкротству значительного числа компаний, сказал вчера на встрече с журналистами президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Тем не менее, подчеркнул он, операторы намереваются сделать все возможное, чтобы компенсировать туристам убытки. Многие уже уведомили агентства о порядке компенсации. Основные варианты – перенесение тура на другую дату, замена тура или возврат денег. Большинство компаний предлагают все формы. Размеры компенсаций зависят от условий договора и обстоятельств отказа от поездки, но все фирмы готовы возместить ущерб клиентам в размере средств, которые удастся вернуть от партнеров, плюс запланированную собственную прибыль. А две компании заявили о намерениях произвести полную, в том числе денежную, компенсацию, независимо от взаиморасчетов с поставщиками услуг. Основная часть игроков рынка рассчитывает уладить "азиатские" вопросы до конца 2005 года.

По словам председателя Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, требование абсолютного возмещения стоимости путевок со стороны туристов несправедливо и даже неэтично. Поездки в Таиланд, Шри-Ланку и Мальдивы – удовольствие дорогое, среди "отказников" вряд ли найдется много людей, целый год копивших деньги на экзотический отдых, так что потеря части потраченных средств не сильно отразится на их финансовом положении. А вот если все-таки вынудить турфирмы раскошелиться по полной, это может привести к повышению цен на летние туры с целью компенсации потерь, полагает глава КонфОП. Впрочем, сами операторы уверяют, что подобного в любом случае не будет – конкуренты, избежавшие "стихийных" проблем, не позволят. И все же представители турбизнеса опасаются, что в ближайшие месяцы на них обрушатся сотни исков от раздосадованных сорванным отдыхом клиентов.

Примечательно, что катализатором подобных настроений, по мнению Дмитрия Янина, стали высказывания отдельных политиков о необходимости возмещения всех расходов. При этом, отмечает он, первые выплаты за неиспользованные туры шли именно тем, кто прибег к административному или криминальному давлению. Вместо помощи государство переложило всю ответственность на плечи туроператоров, ограничившись популистскими заявлениями и рекомендациями воздержаться от поездок.

Под нажимом потребителей и властей российские туристические компании вынуждены требовать возврата своих средств, в том числе, у гостиниц, затронутых катаклизмом, в то время как, скажем, правительство Нидерландов, наоборот, выделило деньги на восстановление гостиничной базы пострадавшего региона. Как отражается такой подход на имидже нашей страны, объяснять не надо. Стоит ли после этого удивляться, что на всех мировых курортах в отношении европейцев демонстрируют значительно больше почтения. Кстати, целый ряд европейских туроператоров уже объявили о восстановлении программ на Пхукет в ближайшие дни. А отечественные игроки не устают напоминать о том, что другой тайский курорт, Патайя (более популярный у россиян), вообще не пострадал, он расположен почти в 2 тыс. км от зоны бедствия. Наши компании надеются, что возобновление европейских программ будет способствовать оживлению и на внутреннем рынке. Пока же на Шри-Ланку не отправляют вообще никого, а на Таиланд спрос настолько низкий, что "Аэрофлот" на днях объявил об отмене нескольких регулярных рейсов. Другие авиакомпании сняли ряд чартеров. Зато путевки упали в цене процентов на 30%. Впрочем, тому причиной еще и сезонный фактор – послепраздничный период всегда стоит дешевле. Спрос на Мальдивы значительных изменений не претерпел: за исключением единичных отказов программы выполняются в обычном режиме.

Немного утешает операторов тот факт, что в последние несколько лет туристические потоки стали восстанавливаться достаточно быстро после различного рода потрясений. Та же Азия уже имела на своем счету птичий грипп и атипичную пневмонию. Заместитель директора компании "Натали-Турс" Татьяна Чувилкина рассчитывает, что спрос на Патайю вернется к прежним объемам уже в марте. Конечно, ожидаемого ранее роста тайского направления в 30% не произойдет, но есть надежда, что удастся сохранить, по крайней мере, показатели предыдущего года, полагает она. Руководитель PR-отдела "Тез Тур" Софья Соболева настроена менее оптимистично. По ее мнению, падения все-таки не миновать, правда, незначительного. Окончательно же оценить ущерб, причиненный азиатским цунами российскому туристическому рынку, можно будет только летом, в конце сезона.

Выбор читателей