ОСАГО на грани коллапса

Автостраховщики переживают не лучшие времена: кризис может выкинуть с рынка огромное количество неплатежеспособных компаний, уровень убыточности которых превышает 77%




Через два с небольшим года после введения в России системы обязательного страхования автогражданской ответственности допустимая убыточность компаний-страховщиков достигла критического уровня. Данный параметр представляет собой отношение выплат к премиям за вычетом расходов издержек и указывает на рентабельность и надежность страховщика.

По словам замдиректора Департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, уровень убыточности компаний превышает 77%, а этот показатель является предельным, так как, согласно закону об ОСАГО, 23% от суммы страховых взносов отводится страховщикам на расходы, связанные с ведением дел.

Уровня допустимой убыточности достигли 23 из 165 российских страховых компаний, занимающихся автогражданкой. За последние полгода лицензии ОСАГО были отозваны у пяти организаций: "Авест", Западно-Сибирская транспортная компания, "Доверие", Евро-Азиатская страховая компания, Страховое общество содружества независимых государств, а приостановлены у трех – "Промэнергоресурс", ФСО "Cтоличное" и "Урал-Рецепт".

Данные по убыточности ОСАГО в Российском союзе автостраховщиков (РСА) совпадают со сведениями Минфина. Начальник управления методологии союза Владимир Козлов заявил, что коэффициент выплат в четвертом квартале 2004 г. составлял 42%, в первом квартале 2005 г. - 46%, а во втором квартале 2005 г. - уже 51%, или 75-77% за вычетом РВД.

С середины сентября РСА начал выплаты пострадавшим клиентам компаний с отозванными лицензиями. Сумма убытков, оставленных этими страховщиками, оценивается экспертами в 600 млн рублей. Пока на выплаты средств хватает - в резерве РСА около 1 млрд рублей. (Члены РСА перечисляют в гарантийный фонд 1% с каждого проданного полиса). Но если счет уходящих с рынка компаний пойдет на десятки, деньги быстро закончатся, а где брать дополнительные средства, в законе об ОСАГО не сказано.

Вполне возможно, что теперь РСА придется усиливать контроль над платежеспособностью своих членов, чтобы не попасть в затруднительное положение.

"Наиболее высокая убыточность - в тех регионах, где некорректно были выставлены территориальные коэффициенты, и небольшие страховые компании, которые работали только там, летели с рынка", - отметил генеральный директор "Ренессанс Страхования" Николай Клековкин.

Замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов полагает, что кризис переживут только те страховщики, которые резервировали средства, полученные за первые два года работы, а не тратили их.

По прогнозам замгендиректора "Ингосстраха" Игоря Ямова, пик кризиса обязательной автогражданки придется на зимний период. Учитывая состояние российских дорог, это время станет естественным отбором неплатежеспособных игроков, и уже к весне станет ясно, кто из них в итоге останется на рынке ОСАГО. Таким образом, в суровых условиях российской зимы выживут только крупные компании, способные существовать при малом доходе.

В качестве одного из вариантов выхода из кризиса может рассматриваться повышение страховых тарифов по ОСАГО. Однако только на прошлой неделе директор Департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин говорил, что правительство не планирует изменения базовой ставки по крайней мере в течение ближайшего года. А это значит, что страховому рынку придется потуже затянуть пояс, а клиентам - быть более осмотрительными при выборе компании.

Выбор читателей