Момент истины настанет для рекламщиков в 2008 году

В ближайшие два года кардинальных перемен на российском рекламном рынке, скорее всего, ждать не стоит. А вот как поведут себя рекламодатели в 2008 г., эксперты не берутся предсказывать




Ассоциация коммуникационных агентств России подвела итоги развития рекламного рынка за I полугодие 2006 года. Никаких откровений не случилось: отечественный рынок рекламы по-прежнему довольно динамично растет и демонстрирует все те же тенденции, что и раньше. Впрочем, иного вряд ли и следовало ожидать, ведь первую половину текущего года рынок жил по старым правилам, а новый закон "О рекламе", способный изменить расстановку сил, сложившуюся в отрасли на данный момент, вступил в силу только месяц назад. Но и этот фактор вряд ли кардинальным образом повлияет на индустрию в ближайшее время, полагают эксперты.

Общий объем рекламы за январь-июнь 2006 г., по подсчетам АКАР, увеличился на 28% и достиг $2,82-2,85 миллиардов. Лидером по количеству аккумулированных денежных средств, с большим отрывом от конкурентов, остается, разумеется, телевидение. На его долю пришлось $1,43-1,45 млрд, а рост составил 35%. Телевизионный сегмент еще долго будет оставаться наиболее привлекательным для крупных рекламодателей, прежде всего транснациональных корпораций с их многомиллионными рекламными бюджетами. Вместе с тем, как отмечают специалисты, усиливается тенденция перераспределения средств с национальных каналов в регионы. Так, только во II квартале текущего года объем рекламы на региональных телеканалах увеличился примерно на 50%. "Это значит, что свой вклад внесло перераспределение в их пользу части бюджетов крупных рекламодателей", – считает руководитель Аналитического центра "Видео Интернешнл" Сергей Веселов. Однако названная тенденция вовсе не обязательно является следствием принятия нового рекламного закона, отмечает эксперт. Во-первых, как уже было сказано, он начал действовать только с 1 июля. А во-вторых, и сам рынок региональной рекламы активно развивается, качество местного сервиса повышается, у рекламодателей появляется больше возможностей, которые они охотно используют.

Остальные сегменты традиционных рекламоносителей тоже демонстрируют положительную динамику, хотя здесь цифры не такие впечатляющие, и темпы роста продолжают заметно падать, особенно в печатных СМИ. За отчетный период бумажная пресса в общей сложности привлекла $700-720 млн (рост – 14%, и это самый низкий показатель). Из них $155-165 млн досталось газетам, $300-310 млн – журналам и $235-245 млн – рекламным изданиям. Что касается газет, снижение их доли в общем объеме рекламы находится в русле мировой тенденции, подчеркивают представители АКАР. С рекламными изданиями, в которых рост рекламы составил всего 11%, ситуация немного сложнее. Жизнедеятельность таких СМИ подрывает быстрое развитие Интернета и появление специализированных изданий типа каталогов, которые оттягивают на себя потенциальную аудиторию, а следовательно, и рекламодателей.

Кстати, что касается Всемирной паутины – несмотря на то что в абсолютных цифрах доля сетевой рекламы по-прежнему ничтожно мала – $45 млн, ее объем продолжает расти галопирующими темпами – 80%. Сохраняется и тенденция заметного увеличения интереса к другим нетрадиционным носителям, которые за первые шесть месяцев 2006 г. выросли на 50%, до $15 миллионов. При этом две трети этой суммы приходится на долю кинотеатров.

Объем рынка радиорекламы за отчетный период составил $160-170 млн (рост – 22%). Индустрия наружной рекламы выросла на 29%, до $460-470 миллионов. По словам генерального директора компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрея Березкина, спрос на данный сегмент остается высоким, и перспективы у него тоже неплохие, особенно если учесть предстоящее сокращение телевизионной рекламы. В оставшиеся месяцы текущего года немалую лепту могут внести и табачные компании, которым согласно новому закону "О рекламе" с января 2007 г. будет запрещено рекламировать свою продукцию на улицах российских городов и вдоль соединяющих их дорог. Тем не менее дальнейший рост, судя по всему, будет обеспечиваться в основном за счет повышения цен, ибо количество рекламных щитов и прочих каналов наружной коммуникации в последнее время практически не увеличивается. В Москве, например, рост числа носителей в период с июня 2005 г. по июнь 2006 г. составил всего 3,4%. Аналогичная ситуация наблюдается и в других городах, за исключением Санкт-Петербурга, где этот показатель – 24,9%. Но дело в том, что город на Неве просто догоняет остальную Россию, поскольку долгое время там искусственно сдерживали рост количества рекламных конструкций.

Стоит отметить, что, несмотря на вступление в силу нового закона "О рекламе", представители АКАР не спешат корректировать свои прогнозы роста рекламного рынка России на ближайшую перспективу. По их оценкам, объемы рынка по итогам 2006 г. составят порядка $6-6,5 млрд, еще около $2 млрд даст непрямая реклама. Скорее всего, не случится кардиальных изменений и в будущем году. А вот как поведут себя рекламодатели в 2008 г., сегодня предсказать сложно, отмечают эксперты.

Выбор читателей