Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Предметом обращения "Уральских авиалиний" в ФАС стала сдача в аренду администрацией "Кольцово" более трети площади всего российского терминала одной (!) из 30 авиакомпаний, работающих в данном аэропорту. Ситуацию усугубило также и начало ремонта в секторе досмотра, еще более усложнившее положение авиакомпаний. В наихудшем положении в сложившейся ситуации оказались "Уральские авиалинии", чьи "исторические" (традиционные и наиболее удобные для большинства пассажиров) рейсы оказались под угрозой.
Девятнадцатого декабря ФАС признала екатеринбургский аэропорт "Кольцово" нарушителем антимонопольного законодательства, предписав сохранить традиционное время вылетов рейсов "Уральских авиалиний" в Москву. Ранее, 23 ноября, первый заместитель генерального директора аэропорта "Кольцово" Филипп Федулов заявил о том, что цены на топливо в его аэропорту будут снижены до уровня цен в "Домодедово", то есть более чем на 30% (ранее цена на авиатопливо здесь составляла $994, что представляло собой один из самых высоких тарифов в мире). Данные меры были приняты администрацией "Кольцово" после того, как управление ФАС по Свердловской области (УФАС) возбудило дело в отношении аэропорта, обвинив его в необоснованном повышении цен на авиатопливо и сговоре. Назначенное на 21 декабря слушание "топливного" дела, было перенесено на конец января по причине недостаточного количества необходимых документов. Однако это уже вряд ли сможет повлиять на результаты слушаний.
Уже сейчас можно говорить о том, что со снижением топливных цен авиакомпании и пассажиры могут вздохнуть свободно. Так, например, по данным "Уральских авиалиний", результатом снижения цен на авиакеросин (на 37%) стало резкое снижение цены на авиабилеты. Это, в конечном итоге, привело к тому, что объемы предварительной продажи билетов на Москву и Санкт-Петербург за декабрь возросли в четыре раза. Главный результат "топливного" решения пассажиры авиакомпании могут почувствовать на собственном кошельке уже сейчас: билет из Екатеринбурга в Москву в настоящее время стоит 3460 руб. (вместе с топливным сбором). Более того, снижение стоимости авиаперелетов дало возможность уральским авиакомпаниям конкурировать за пассажиров не только между собой, но и с таким наиболее экономичным видом транспорта, как железнодорожный. Уже сейчас многие из жителей Свердловской области сделали свой выбор в пользу воздушного транспорта, а за последние дни старого года и новогодние каникулы спрос на авиабилеты в свете новых цен вырос в четыре раза, позволив существенно увеличить уровень перевозок: он составил 1 млн 12 тыс. пассажиров, что дало компании статус миллионника.
По всей видимости, в ближайшее время должна быть окончательно урегулирована и ситуация с "подвисшими" рейсами "Уральских авиалиний", а также странная неразбериха с "ремонтными работами" на территории аэропорта "Кольцово", доставившими массу проблем авиакомпаниям и пассажирам. По словам генерального директора авиакомпании "Уральские авиалинии" Сергея Скуратова, авиакомпании часто выступают заложниками в ситуации, когда менеджмент аэропорта, пользуясь ресурсом естественной монополии, может создавать преференции для одной авиакомпании, при этом ущемляя другие. Ситуация вредит конкурентной среде, и в итоге страдают пассажиры. "Такими действиями сознательно снижается пропускная способность аэропорта", – считает гендиректор. По словам Скуратова, в ФАС абсолютно правильно оценили ситуацию, поскольку когда одна авиакомпания с тремя арендованными самолетами забирает большую часть площадей, то это просто смешно.
К сожалению, весьма удачный опыт борьбы "Уральских авиалиний" с произволом монополистов на российских просторах – пример не столь уж частый. В то же время усиленное нежелание монопольных структур способствовать развитию конкуренции и открытости наносит вред всей экономике, ослабляя и замедляя ее развитие. Мировая практика показывает, что только в условиях жесткой конкуренции можно добиться создания максимально комфортных условий для потребителей услуг и товаров, производимых конкурирующими компаниями. В отношении авиаперевозок это воочию можно увидеть, наблюдая за тем как аэропорты конкурируют за авиакомпании, топливозаправочные и прочие сервисные структуры – за аэропорты, а авиакомпании - за пассажиров.
В то же время, по мнению аналитиков, обольщаться обстоятельствами, вызвавшими снижение цен на авиаперевозки из уральского аэропорта, не стоит. Для поддержания тенденции нужно время и адекватное восприятие как авиакомпаниями, так и аэропортовыми властями специфики развития современного российского рынка пассажирских авиаперевозок. Только тогда мечта о "летающей" России (в то время как счет российских авиапассажиров идет на десятки миллионов, к примеру, в Америке пассажиропоток исчисляется сотнями миллионов) получит все шансы для того, чтобы стать реальностью. Пассажиры не будут из своего кармана оплачивать амбициозные программы тех или иных менеджеров. В конце концов, они преходящи, а стремление людей быстро, комфортно и безопасно пересекать пространство – вечно, и, значит, монополизм в этом вопросе не пройдет.
Ситуация может еще больше обостриться