Разорившиеся наследники Ильича

Коммунисты, всегда отмечающие день рождения и день смерти Ленина, за декларациями о "верности курсу" и внешними проявлениями поклонения не могут скрыть фактического отказа от наследия своего духовного вождя




Восемьдесят три года назад в бывшем имении вдовы предпринимателя, мецената и спонсора большевиков Саввы Тимофеевича Морозова умер человек, которого весь мир знал как Владимира Ленина. Главный революционер XX века, основатель государства, вершившего судьбами мира на протяжении более 70 лет, вдохновитель больших и малых побед коммунистических партий десятка стран мира ушел из этого мира с чувством тревоги за дело, которому посвятил жизнь. История показала, что опасения Ленина за будущее партии большевиков и страны, власть над которой они завоевали и отстояли ценой жизни миллионов соотечественников, были обоснованы. "Ленинские принципы" при Сталине были "творчески осмыслены" таким образом, что большевистская идеология начала 1920-х превратилась в 1930-е в тоталитарную догму, а после смерти "отца народов" – в медленно стагнирующую доктрину.

Как явление истории, возможно как ее феномен, Владимир Ульянов-Ленин останется в летописи прошлого страны, а оценки его личности и его деятельности всегда будут предметом споров: эпические крайности той эпохи были порождением в том числе и ленинского радикализма и политического экстремизма.

Смерть Ленина превратила его в классика. "Ленинизм" стал ширмой, в складках которого можно было при желании разглядеть что угодно: и "иудушку Троцкого", и заботу о людях, и поддержку искусства, и террор во имя революции. "Враг народа" – это ведь тоже ленинский термин. Аморальное отношение к тем, кого Ленин считал врагами советской власти, соседствовало на страницах его 55-томного наследия с примерами внимания и искреннего сопереживания к людям, которых он считал своими. А выпады против проявлений комчванства, шовинизма и национальной спеси, злоупотреблений и стяжательства в застойные 1970-е читались чуть ли не на правах "самиздата".

Сегодня наследниками Ленина называют себя в России многие. Коммунисты всех мастей окормляют стремительно убывающую в силу естественных причин паству, которая еще – то ли в силу верности прежним идеалам, то ли из чувства протеста, то ли по привычке – видит в сегодняшних "красных" отблеск былого величия КПСС. При этом фраза "дело Ленина" стала, по сути, товарным знаком, обладателями которого в разное время пытались стать разные левые партии, однако до сих пор главным владельцем бренда считает себя лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

Ежегодно лидер российских коммунистов повторяет: "Дело Ленина живет и процветает". Те, кто помнит относительно недавнее советское прошлое, знают эту фразу в другой редакции: "Дело Ленина живет и торжествует". Нехитрая и, скорее всего, бессознательная подмена глагола "торжествовать" на "процветать", тем не менее, показательна. Торжества коммунистической идеи в России не наблюдается уже давно. Это главное достижение КПРФ, умудрившейся в традиционно левой стране, ввергнутой в шок девяностых, не только не реализовать очевидные политические преимущества (как это произошло, скажем, в ряде стран Восточной Европы), но и поставить старейшую российскую партию на грань вымирания.

Зато слово "процветание" вполне органично вписывается в имидж руководства сегодняшних коммунистов, приспособившихся к существованию в буржуазной среде. В том, что руководители КПРФ носят дорогие костюмы и часы и ездят на дорогих иномарках, ничего плохого, конечно, нет: быть верным "заветам Ильича" не означает кутаться в рубище или добираться до здания Думы на самокате. Кстати, сам Ленин при случае тоже не пренебрегал комфортом, хотя бы для того, чтобы иметь возможность, не отвлекаясь на быт, работать по 20 часов в сутки. Проблема в том, что статус людей из власти обязывает сегодняшнюю верхушку КПРФ играть по правилам власти. Заклинания о "наследии Ленина" для этих неокоммунистов – всего лишь элемент позиционирования, потому что, если перепутать один пиджак с другим, запросто можно принять "истинного коммуниста" за какого-нибудь члена "партии власти".

Свою главную задачу – трансформацию партии (а не только отдельных представителей ее руководства) в нечто современное и политически зрелое (например, в социал-демократическую партию) лидеры КПРФ не только http://www.utro.ru/articles/2006/10/27/596147.shtml не осуществили, но, похоже, даже не думали этого делать. Скандалы вокруг КПРФ уже перестали восприниматься как "наезд" власти на "оппозицию". Странные истории с "рокировками" в избирательных списках сотрясают партию с 2003 г., когда один из видных деятелей КПРФ Ю.Белов внезапно отказался от мандата депутата Госдумы в пользу владельца сети аптек "Фармакор" Александра Афанасьева, который вскоре перешел во фракцию "Единая Россия". Похожая история произошла в последних числах декабря прошлого года, когда уже избранный в Заксобрание Пермского края Константин Милюков, занимающий пост лидера местной региональной организации КПРФ, отказался от своего мандата в пользу представителя компании "Ренова" Алексея Фролова из все той же "Единой России".

Трудно предположить, как назвал бы состояние сегодняшней КПРФ покойный Ильич. В риторике партии ощутим явный уклон в сторону националистических воззрений (а как же пролетарский интернационализм?). http://www.utro.ru/news/2002/11/18/111740.shtml Заигрывание с РПЦ и религией выглядит и вовсе неприлично для партии, провозглашающей себя носителем материалистических воззрений. Сегодня среди делегатов съездов КПРФ число выходцев из рабочих и крестьян составляет приблизительно 20% от общего числа. "Современное народно-патриотическое движение есть согласие классов. А конкретно – соглашение труда и капитала для реализации определенных целей на основе определенных взаимных обязательств... Понятно, что поиск почвы и условий для подобных классовых соглашений – дело тонкое и сложное". Это слова Зюганова, сказанные пару лет назад. Оснований считать, что сегодня он думает иначе, нет.

Выбор читателей