Медицина учится стандартам

Качество предоставляемых населению России медицинских услуг – предмет постоянной заботы властей, поскольку вопрос наболел уже давно и до сих пор не может разрешиться. По новой системе критериев врачей с низкой квалификацией лишат доплат




Пару десятилетий назад в тогдашней советской России мало кто как следует знал, что обозначает слово "сервис", ибо развитие сферы услуг было практически полностью парализовано. Сейчас дела в этой сфере обстоят намного лучше – сказывается, в первую очередь, опыт, перенятый у более "продвинутых" стран, но по-прежнему остаются проблемные области, в число каковых, увы, пока входит медицина. Качество предоставляемых населению России медицинских услуг – предмет постоянной заботы властей, поскольку вопрос наболел уже давно и до сих пор не может разрешиться.

За последние годы отечественная медицина отчетливо разделилась на государственную и частную. В государственной сфере ответственность за все преобразования возлагается на правительство, которое в настоящее время занимается реализацией национального проекта "Здоровье" – улучшает условия жизни медицинских работников, тем самым стимулируя их оказывать населению услуги более высокого качества. Оценку этого качества уже в нынешнем году пообещал ввести первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев, отметив, что внедряемая система критериев позволит лишать доплат тех врачей, знания и опыт которых не соответствуют требованиям.

В свою очередь, коммерческая медицина, условно говоря, "подконтрольна" только потребителю, который сам вправе решать, в какое учреждение обращаться. Но с другой стороны, тот опыт, на основе которого можно принять подобного рода решение, приобретается слишком дорогой ценой: статистика неприятных, а порой и трагических случаев, происходящих по вине неквалифицированных или халатных медиков, в России пока зашкаливает. Единого стандарта в этой сфере нет и не предвидится; многие высшие учебные заведения начали выпускать недостаточно профессиональных медицинских работников; добиться правды через суд в случае неблагополучного исхода лечения в коммерческой клинике не намного легче, чем когда речь идет о государственной.

Главный камень преткновения в коммерческой сфере медицинских услуг – это наличие четкого единого стандарта. Если бы он существовал и внедрялся на общероссийском уровне – и в провинции, и в метрополии – то проблема выбора для потребителей этого вида услуг отпала бы как таковая. Конечно, все равно будут оставаться такие сферы медицины, которые не поддадутся стандартизации именно в силу своей специфики. К примеру, хирургия основана на индивидуальном подходе, а качество работы хирурга определяется отнюдь не только полученным им дипломом. Однако таких областей, к счастью, немного, а наиболее востребованные среди пациентов медицинские специальности вполне могут быть подогнаны, в хорошем смысле, под одну гребенку.

Франчайзинг в медицине – это тенденция, которая активно развивается в нашей стране и поддерживается некоторыми передовыми участниками рынка. Здесь ключевую роль играет обмен опытом, потому что информационное единство (наличие общей базы всех необходимых сведений) и повышение квалификации молодых и новых сотрудников за счет их конструктивного общения с более опытными как раз вполне походят на роль стандартизирующего фактора.

Так Сергей Попилюк, активно развивающий франчайзинг в сфере трихологии (нехирургического лечения волос) под брендом "АМД Лаборатории", считает, что стандартизация услуг важна и для пациентов, и для успешного развития бизнеса. Его компания, работающая на рынке с 1995 г., накопила огромный опыт не только в медицине, но и в организации бизнеса.

Внешне все достаточно просто: имея порядка 1 млн рублей начального капитала и в точности следуя инструкциям "головной" компании, любой предприниматель за 2-3 месяца может начать собственный бизнес под брендом "АМД Лаборатории". Окупаемость проекта, по опыту этих медицинских центров, расположенных на сегодня уже более чем в 30 городах России и СНГ, - от полугода до двух лет. Для сравнения, открытие франчайзингового стоматологического кабинета стоит от $100 тыс. и требует значительно больших усилий.

На самом же деле, за внешней легкостью стоит серьезный труд менеджеров компании, которые смогли свести все бизнес-процессы в предельно конкретные инструкции и графики работ. Каждый партнер лаборатории получает информацию о правилах и стандартах работы - от требований госорганов к оформлению медицинского центра до наиболее эффективных способов работы и взаимодействия с клиентами. Строгое следование рекомендациям позволяет партнерам "АМД Лаборатории" без лишних проблем и "подводных камней" начать быстро работу.

Медицинские услуги - особая сфера работы. При всей стандартизации без грамотных и хорошо образованных специалистов не обойтись. К сожалению, в медицинских ВУЗах сейчас образование не самое качественное, фирмам приходится самостоятельно повышать квалификацию врачей. Сергей Попилюк также был вынужден создать собственные курсы, на которых опытные трихологи передают свои знания новичкам. Зато теперь качество работы врачей во всей системе "АМД лабораторий" одинаково высоко.

Эксперты не сомневаются, что у франчайзинга в медицинских услугах есть будущее. Пока государство заново строит российскую медицину "сверху", стремясь заинтересовать медиков относительно высокими зарплатами, частный бизнес уже давно нашел свой метод: "горизонтальное" развитие, распространение передовых технологий и знаний в рамках сети независимых медицинских центров, связанных единой информационной и организационной сетью. "АМД Лаборатории" - лишь один из первых и наиболее удачных примеров правильного применения реально работающих технологий.

Выбор читателей