Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Это расклад подтверждают и ответы респондентов на вопрос Фонда "Общественное мнение" (опрос проводился 13 - 14 октября в 200 населенных пунктах): "Сторонником какой партии вы являетесь?". Результаты распределились вполне предсказуемым образом: "Единая Россия" – 19%, КПРФ – 7%, ЛДПР – 3%, "Справедливая Россия" – 2%, "Яблоко – 1%, СПС – 1%. Результат всех прочих партий колеблется в районе 0%, что означает практическое отсутствие сторонников; 61% опрошенных заявили, что не поддерживают никакую партию, и еще 5% затруднились с ответом.
Аналогичным образом распределены и электоральные рейтинги партий. На сегодняшний день за "Единую Россию" готовы проголосовать, по данным ФОМ 44% избирателей, по данным ВЦИОМ – 56%; за КПРФ – соответственно 8% и 6%, за ЛДПР – 6% и 4%, за "Справедливую Россию" – 5% и 3% (опрос проводился 13 - 14 октября в 153 населенных пунктах, было опрошено 1600 человек). Рейтинги остальных партий колеблются между нулем и одним процентом. Таким образом, пока получается, что 7%-й барьер преодолевают только две партии, и новая Госдума будет двухпартийной.
Эта картина может претерпеть некоторые изменения после начала официальной предвыборной кампании в СМИ, однако радикальных перемен ожидать не стоит. Реальный шанс на рывок остается у ЛДПР и "Справедливой России", но только в том случае, если они сумеют аккумулировать голоса тех избирателей, которые пока еще не определились.
Впрочем, динамика электоральных рейтингов свидетельствует о том, что возможные изменения в первую очередь улучшат положение фаворитов - "Единой России" и КПРФ. При этом ресурсы их роста находятся в разных идеологических сегментах, а мобилизационные перспективы зависят от принципиально разных факторов. Так, численность электората КПРФ практически равна числу идейных сторонников партии: 6 - 8% готовых проголосовать при 7% сторонников. И потому КПРФ еще может нарастить свой электоральный рейтинг за счет "примкнувших", в первую очередь за счет протестных настроений населения, которое скорее проголосует за признанную оппозицию, нежели за такой идеологический оксюморон, как "Справедливая Россия". Ведь именно КПРФ признали оппозиционной партией 52% опрошенных, в то время как аналогичный показатель других партий оказался существенно ниже.
Что касается "Единой России", она за последние две недели уже повысила свой рейтинг на 8%. Интересно, что эта "дельта" оказалась одинаковой и у ФОМ, и у ВЦИОМ при существенном различии абсолютных показателей. Так, готовность проголосовать за "Единую Россию" возросла, по данным ФОМ, с 36% до 44%, а по данным ВЦИОМ – с 48% до 56%. Толчком для столь существенного скачка популярности стало согласие Владимира Путина возглавить избирательный список "Единой России".
Это событие отчасти повлияло и на положение других партий, что следует из данных социологической службы "Левада-центра", которая провела детальный анализ сдвигов в каждом из партийных сегментов. В результате получилось, что решение Путина возглавить список "Единой России" повлекло за собой переход 11% от старого электората ЛДПР в группу поддержки "Единой России"; 8% своего электората отдала "партии власти" "Справедливая Россия".
Заметим, что по отношению к общему числе избирателей эти цифры являются ничтожно малыми, однако, если учесть еще и тех, кто ранее затруднялся относительно выбора партии или вообще не собирался идти голосовать, придется признать, что потенциальный ресурс роста рейтинга "Единой России" не исчерпан. В начале лета, по данным разных социологических служб, к группе неопределившихся и "протестантов" принадлежало около половины респондентов, а по последним данным ФОМ она сократилась до 38%. По-прежнему не собираются участвовать в выборах 17%, затруднились с ответом 21%.
Тенденция, как говорится, налицо. В результате столь очевидной консолидации электората вокруг "партии Путина" главной интригой декабрьских выборов становится борьба за максимальный результат "Единой России". То есть главный вопрос нынешней кампании сводится к тому, сумеет ли "партия власти" получить квалифицированное большинство в новой Госдуме.
Другие вопросы, касающиеся лидерства на левом и правом флангах, отходят на второй план просто потому, что, судя по последним данным, ни одна из правых партий, равно как и карликовые лево-патриотические организации, не преодолеет 7%-й барьер. А у "Справедливой России" такой шанс есть, и потому она будет играть не на левом, а на всех идеологических полях разом.
Если летом партия Сергея Миронова демонстрировала готовность "похоронить" КПРФ и, заняв ее место, противостоять "Единой России", то сегодня о такой позиции не может быть и речи. "Справедливая Россия" явно запуталась, желая стать левой партией власти и третируя "Единую Россию" как "неправильную" партию чиновников, пытающуюся узурпировать имя Путина. Сегодня, после того как имя президента появилось во главе списка единоросов, такая постановка вопроса выглядит совершенно недопустимой. И Миронов уже продемонстрировал, что хорошо понял суть новых веяний.
Впрочем, из всего сказанного не следует, что предвыборный пафос пойдет на спад, поскольку и "Справедливой России", и ЛДПР, и КПРФ в любом случае важно застолбить за собой место на политическом поле. В свою очередь, карликовые левые и правые партии в неменьшей степени заинтересованы в улучшении имиджа и привлечении спонсоров, что напрямую связано с их способностью позиционировать себя в качестве пускай и ничтожных, но все же субъектов политики.
Однако сделать это им будет нелегко. Сегодня Владимир Путин будет в прямом эфире отвечать на вопросы граждан, и не исключено, что это общение принесет единороссам еще 7 - 8%. Создается впечатление, что еще парочка подобных "ноу-хау", и рейтинг "Единой России" действительно подскочит до 70%, упоминающихся в слухах о "разнарядках", разосланных из Кремля в регионы. Помешать этой тенденции может лишь рост недовольства населения, связанный с повышением цен на продукты питания. По данным ФОМ, 78% опрошенных отмечают, что нынешние цены существенно сказываются на их жизни, и только 13% не придают этим изменениям большого значения.
Еще одним протестным ресурсом являются периодически случающиеся аварии, пожары, перешедшая в открытую фазу война спецслужб, дестабилизация на Кавказе и т.д. Впрочем, до маршей "пустых кастрюль" дело в ходе парламентской кампании, скорее всего, не дойдет. Этот оппозиционный ресурс, судя по всему, будет оставлен до президентских выборов, если только усилиями Виктора Зубкова осенний рост цен не будет превращен в новый повод плотнее сплотиться вокруг действующей власти, предпринимающей героические усилия в борьбе с "заговорщиками", и "Единой России", стоящей на страже интересов всех групп населения.
Ситуация резко обострилась
Тегеран опасается последствий после прихода республиканца к власти