Многоточие обзора

В динамичном развитии действия "Точки обзора" каждое возвращение на 20 минут назад приносит новую информацию, которая дополняет и продолжает предыдущие события и знания зрителей о них

Точка обстрела (The Vantage Point)
США, 2008
Режиссер: Пит Трэвис
В ролях: Деннис Куэйд, Форест Уитакер, Уильям Херт, Сигурни Уивер, Мэтью Фокс





В испанской Саламанке вот-вот начнется крупнейший саммит по борьбе с терроризмом, который откроет президент США Эштон (Уильям Херт). Во время его приветствия в президента стреляют, а на заполненной людьми площади раздается взрыв. Теперь один из телохранителей президента, Томас Барнс (Деннис Куэйд), должен по горячим следам найти террористов.

Самый простой способ охарактеризовать форму "Точки обстрела" – это сказать, что фильм Пита Трэвиса сделан по образцу "Расемона" Акиры Куросавы. Но по-настоящему определяют его расхождения с образцом: там, где у японского режиссера была частная человеческая история, четыре точки зрения на нее и принципиальная невозможность установить истину, современные западные кинематографисты берут крупное политическое событие и как минимум шесть различных точек зрения. И, самое главное, они уверены в том, что из этих кусочков в конце концов можно восстановить единственную и объективную правду, которая будет так же проста и неоспорима, как развязка фильма.

Таким образом, название фильма ссылается скорее не на "точку обстрела", которая одна, а на точку обзора, которых несколько и на использовании которых построен фильм. Только снова и снова повторяя отрезок в 20 минут с разных позиций, можно наиболее адекватно показать противоречивую природу современной реальности.

Точка зрения телевидения идет первой и оказывается самой неактуальной. Несмотря на количество "точек обзора" и прямой эфир, находящиеся недалеко от места главных событий, журналисты во главе с героиней Сигурни Уивер видят только внешнюю сторону происходящего и не в силах понять его смысл. Миф об "объективности" телевидения разбивается сходу, ставится под сомнение и его беспристрастность.

Затем следуют точки зрения скорее метафорические, чем оптические, потому что многое из того, что будто бы видят герои, они физически не могли наблюдать. Так, кроме точки зрения телохранителя президента, появляется точка зрения самого президента, точка зрения террористов и их преследователей, точка зрения любопытствующего свидетеля.

Режиссер Пит Трэвис получил несколько призов за телефильм "Ома", основанный на реальных событиях – взрыве бомбы в городе Ома в Северной Ирландии в 1998 г. и расследовании, которое пытаются провести семьи жертв. Поиски правды, в реальности остающиеся безрезультатными, на полностью выдуманном материале "Точки обстрела" Трэвису удается довести до конца.

В динамичном развитии действия каждое возвращение на 20 минут назад приносит новую информацию, которая дополняет и продолжает предыдущие события и знания зрителей о них. При этом те порции, на которые информация поделена, ни на миг не дают запутаться и потерять нить действия. В этом заслуга сразу трех человек: сценариста-дебютанта Барри Леви, режиссера Пита Трэвиса и монтажера Стюарда Бэйрда, на чьем счету – "Казино Рояль", а также "Супермен" и две части "Смертельного оружия".

В этом нелинейном боевике ясность и равновесие различных точек зрения не в последнюю очередь достигаются обрисовкой героев. Им дается совсем мало времени, в течение которого они должны проявиться на экране как полноценные индивидуальности, а не неизвестные в уравнении, которое решает режиссер. Поэтому в "Точке обстрела" нет деления на главные и второстепенные роли: Херт и Куэйд, Сигурни Уивер и Форест Уитакер, Эдгар Рамирес, Саид Тагмауи, Эдуардо Норьега и звезда сериала "Lost" Мэтью Фокс – все получают равное внимание.

Герои фильма – не безликие силы, все они активны, и именно их активность двигает сюжет вперед. И то, что они остаются всего лишь людьми, а не государственными институтами или машинами для убийства, оставляет шанс на то, что все еще можно изменить. А в конечном итоге точкой, с которой только и можно увидеть правду, оказывается неравнодушие обывателя.

Выбор читателей