Клерков охватил массовый психоз

Офисные сотрудники переживают массовые неврозы и депрессии, начальство предпочитает авторитарный стиль руководства, единственное спасение - в улучшении психологического климата на рабочем месте




Значительная часть (если не большинство) отечественных офисных работников страдают психическими расстройствами, а это снижает производительность труда и приводит к постоянным ошибкам - к такому заключению пришли в Центре социально-психологических исследований Института глобализации и социальных движений* (ИГСО). Ученые выделили симптомы "офисного невроза", к которым относятся выраженная усталость и быстрая утомляемость; снижение инициативы; потеря интереса к тому, что раньше казалось важным; притупление способности получать удовольствие и переживать яркие эмоции; болезненная тяга к еде, сигаретам, сексу, покупкам, азартным играм, алкоголю.

"Депрессии и неврозы у офисных служащих вызваны не только перегрузками на работе, но и авторитарно-командными методами руководства, причем экономического эффекта такой стиль менеджмента не дает", - рассказал журналисту Новых известий проводивший исследование Борис Кагарлицкий.

В развитых странах проблемой лечения депрессий и неврозов озаботились уже в 1970-е годы. Тогда-то в японских офисах и появились чучела начальников - для битья.

Однако в России до такого еще не дошли. По мнению ученых из ИГСО, высшее руководство отечественных компаний относится к служащим не как к "человеческому капиталу", а как к "рабочему материалу". Необходимые при напряженной работе разгрузочные тренинги почти нигде не проводятся, а должность штатного психолога существует лишь в нескольких компаниях, да и то совместных.

Возможным спасением могла бы стать набирающая популярность благодаря развитию информационных технологий работа на дому, однако и подобный вид занятости имеет свои минусы. Согласно результатам исследования, проведенного британской Durham Business School, удаленная работа способствует возникновению страхов и сомнений по поводу дальнейшего карьерного роста.

В ходе исследования были опрошены 749 менеджеров и специалистов. Результаты довольно любопытные: работающие дома сотрудники переживают о том, что упускают возможность "попить кофейку с коллегами" в неформальной обстановке, где обычно обсуждаются возможные варианты продвижения по служебной лестнице.

В исследовании, несмотря на эти опасения, было также отмечено, что работа на дому, в общем-то, положительно влияет на равновесие профессиональной и личной жизни сотрудников: она предоставляет возможность больше времени уделять семье, снижает уровень стресса и практически не приводит к физическому и моральному истощению.

Оказывается, что по крайней мере для менеджеров и специалистов, которые работают в интеллектуальных сферах деятельности, работа на дому является своеобразным противоядием от стрессов, получаемых в офисе. Но плата за это высока - значительно снижается уровень поддержки в вопросах карьерного роста.

Так что и с работой на дому не все так просто, а единственным средством, которое может исправить неблагоприятный психологический климат на рабочем месте, являются нормальные человеческие взаимоотношения.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей