Кокойты будет говорить с новым грузинским президентом

Проект свободных Абхазии и Южной Осетии может оказаться заморожен, пока Москва и Вашингтон оценивают потенциал своего влияния на Кавказе. Предметом торга становится не независимость самопровозглашенных республик, а пост президента в суверенном государстве


ФОТО: АР



Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил о готовности сесть за стол переговоров с руководством Грузии. Отказав Михаилу Саакашвили в праве выражать волю всего населения республики, Кокойты допустил возможность возобновления переговорного процесса с "демократически избранным новым грузинским лидером".

Заявление президента Южной Осетии прозвучало на фоне активной подготовки руководством Российской Федерации очередного саммита Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Завтра, 5 сентября, в Москве встретятся первые лица Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Хорошо известно, до какой степени президент и премьер-министр России заинтересованы в поддержке своих действий на Кавказе со стороны партнеров по ОДКБ.

Для обеспечения лояльности союзников Россией могут применяться различные средства, но ни у кого не возникает сомнений, что основной акцент будет сделан на экономических аспектах взаимоотношений. Перед лицом угрозы международной изоляции Кремль не намерен ограничивать себя в средствах.

Так, испытывающему энергетический дефицит Таджикистану во время визита в республику президента России Дмитрия Медведева было обещано строительство сразу трех гидроэлектростанций. Визит в Ташкент премьер-министра России Владимира Путина гарантировал Узбекистану европейские цены на весь местный газ, сотрудничество в военно-технической сфере и строительство еще одного газопровода для транспортировки туркменского газа в Россию (Ташкент соответственно получит дополнительные деньги за транзит). Очевидно, что столь выгодные и дорогостоящие проекты призваны стимулировать азиатские государства к большему проявлению солидарности с северным соседом.

Аналитики склонны считать тему российской политики в отношении самопровозглашенных республик Южной Осетии и Абхазии основной и в переговорах между Дмитрием Медведевым и президентом Армении Сержем Саргсяном. В отношениях с этой кавказской республикой Москва также может эффектно разыграть энергетическую карту. Для Еревана достаточно будет сохранить дотации на углеводороды на продолжительный период и поддержать строительство железнодорожной ветки напрямую из Ирана в Армению. Новый маршрут станет альтернативным дороге через Турцию и Азербайджан - страны более лояльные Вашингтону, нежели Москве.

Подготовка к предстоящему саммиту ОДКБ организована тщательнее, а прогнозы относительно результатов встречи скромнее, чем в отношении саммита ШОС, состоявшегося на прошлой неделе в Душанбе. Кремль почти лишился надежд на то, что самопровозглашенные республики Южная Осетия и Абхазия будут признаны еще кем-то в мире. Осторожность, с которой о готовности признать независимость Цхинвала и Батума заявили Белоруссия и Венесуэла, давние российские союзники, и поддержка со стороны Никарагуа вряд ли могут служить достаточным утешением.

Еще одним подтверждением отсутствия у России гарантированной поддержки со стороны бывших союзных республик является заявление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Он объявил о готовности Казахстана взять на себя роль посредника в урегулировании ситуации на Кавказе. По его мнению, к переговорам должны быть подключены многосторонние организации, а также ЕС и США. Подобное заявление было бы немыслимо, если бы оставались шансы на то, что хотя бы часть мировых держав признает правоту России в конфликте с Грузией.

Похоже, что именно отсюда проистекает стремление Кремля трактовать в собственную пользу любую нерешительность стран ЕС, Совбеза ООН или ШОС в принятии резолюций о ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии. А также готовность идти навстречу пожеланиям и оплачивать по максимуму верность азиатских партнеров. Заметно сменилась и риторика, используемая для характеристики положения дел на Кавказе. Режим Саакашвили признан столь ничтожным и марионеточным, что и клеймить позором нужно не его, а тех, кто им управляет из-за океана.

Так, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев прямо указал на то, что избрание президентом Грузии Михаила Саакашвили не было демократическим и соответствовало региональным интересам США. Фактически, официально признается, что конфликт вокруг признания независимости самопровозглашенных республик Южная Осетия и Абхазия перестает быть региональным или межгосударственным и приобретает международный уровень.

В урегулировании конфликта главными игроками остаются Россия и США. Обе стороны в настоящее время находятся в одинаковой весовой категории, поскольку не могут обеспечить себе необходимого для победы перевеса голосов в международных организациях, а стало быть, не имеют права выступать от имени мирового сообщества. И Россия уже выражает готовность к диалогу, причем не только устами президента Южной Осетии. За диалог выступает и президент России Дмитрий Медведев, подтвердивший намерение восстановить отношения с Соединенными Штатами в полном объеме при условии, что они осознают "крушение виртуального проекта "Свободная Грузия" и "разберутся в этом вопросе".

Вполне вероятно, что и проект свободных Абхазии и Южной Осетии может оказаться заморожен до той поры, пока Москва и Вашингтон будут оценивать потенциал своего влияния на Кавказе. Предметом торга становится не независимость самопровозглашенных республик, а пост президента в суверенном государстве. Для Москвы же первостепенной задачей становится подтверждение своего лидерства в военно-политическом блоке ОДКБ как пролог к более серьезным заявкам на лидерство в будущем.

Выбор читателей