Медведев способен остановить смерть

Если слова президента об унификации дорожных стандартов с развитыми странами выльются во что-то конкретное, у России появится шанс ежегодно сохранять тысячи человеческих жизней


ФОТО: AP



Всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения в Москве, прошедшая при участии президента РФ, началась с безрадостной статистики. По разным данным, за год на дорогах планеты гибнет около миллиона человек, причем каждый пятый из них – ребенок, более 50 миллионов человек получают травмы и увечья. Ежегодный ущерб, наносимый ДТП национальным экономикам, составляет более $500 миллиардов. "Если эту тенденцию не переломить, то к 2020 г. дорожно-транспортные происшествия станут третьей наиболее серьезной угрозой здоровью наряду с болезнями кровообращения", – сказал в своем выступлении на конференции Дмитрий Медведев.

Главными причинами аварий президент назвал нарушение правил дорожного движения, в частности, нарушение скоростного режима, нахождение за рулем в нетрезвом виде и "просто неуважительное отношение к окружающим". По мнению Медведева, в мире давно назрела необходимость на уровне национальных законодательств создать такие нормы, которые "давали бы определенные, четкие сигналы для всех водителей всех стран".

Надо признать, слова российского президента о мерах, которые необходимо принимать на международном уровне, звучат не совсем убедительно на фоне ситуации на дорогах в его стране. Напомним, что, по данным Всемирного банка, смертность на российских дорогах в пять - шесть раз выше, чем в большинстве стран Евросоюза, и примерно вдвое превышает смертность на дорогах в США.

Существенным вкладом в безопасность дорожного движения, по словам Дмитрия Медведева, должен стать технологический регламент по безопасности автомобильных дорог, который готовится к 1 марта 2010 года. "Это очень важная вещь, мы должны понимать, как устроены дороги, как их делать, как обеспечивать безопасность", – подчеркнул президент.

Сам факт внимания главы государства к состоянию российских дорог не может не вызывать оптимизма. Более того – в случае, если слова об унификации дорожных стандартов с развитыми странами выльются во что-то конкретное, у России появится шанс ежегодно сохранять тысячи человеческих жизней.

В последнее время борьба с аварийностью и смертностью на дорогах была направлена на ужесточение требований к водителям и практически не затрагивала такого важного момента, как состояние дорог. Принято считать, что огромным числом смертей на дорогах Россия обязана исключительно несоблюдению ПДД, езде в нетрезвом состоянии и другим нарушениям со стороны участников движения.

Между тем нарушение правил, включая пьянство за рулем, довольно часто встречается и в Европе, и в Америке. Однако уровень смертности там, как уже отмечалось, значительно ниже. Обеспечить это удается исключительно благодаря соблюдению ряда требований к оборудованию дорог, а также высокому уровню безопасности самих автомобилей.

Основными видами ДТП со смертельным исходом являются лобовые столкновения автомобилей и наезды на пешеходов. Крайне сомнительно, что неопытных, пьяных и просто "безбашенных" водителей можно будет отучить от выездов на полосу встречного движения там, где это запрещено. Устранить этот соблазн раз и навсегда можно только посредством расширения дорог и разделения встречных проезжих частей прочным отбойником. Около 90% дорог в России имеют только по одной полосе движения в каждую сторону и, соответственно, никаких отбойников. Возведение вышеуказанного требования в ранг обязательного (допустим, в течение нескольких лет) способно ежегодно сохранять десятки тысяч жизней. Причем большинство российских дорог готово к этому уже сейчас – резервом для расширения являются сокращение ширины полос, обочины и, частично, кюветы. Реализация данной программы может осуществляться в рамках национального проекта либо в какой-то схожей форме. Снижение смертности в ДТП в два и более раз станет неоценимой победой для страны, многократно оправдывающей затраченные на это средства.

Другим важнейшим направлением технического регламента должно стать требование к пешеходным переходам. Слабо продуманные дополнения к ПДД, предполагающие пропуск автомобилем подошедшего к проезжей части пешехода, граничат с идиотизмом. Похоже, идею нововведения авторы подсмотрели на улицах тихих европейских городков, где такое поведение автомобилистов вполне уместно. Как это будет выглядеть на каком-нибудь бессветофорном переходе через восьми –десятиполосный Ленинский проспект, лучше даже не думать. Несчастный пешеход, которого любезно пропускают видящие его водители, движущиеся по первому и второму ряду, рискует быть закатанным в асфальт ничего не подозревающими машинами, едущими в следующих рядах. Наличие подобных бессветофорных переходов само по себе является провокацией ДТП, отвечать за которые должны отнюдь не водители. Тем более, за чужую глупость не должны расплачиваться своими жизнями и здоровьем пешеходы. Дорожный регламент должен четко указывать, как на тех или иных дорогах должна обеспечиваться безопасность пешеходов. Это могут быть подземные, легкие надземные, а также наземные, но регулируемые светофорами переходы. Позволять людям переходить проезжую часть по "зебре" в надежде только на сознательность водителей можно лишь на улицах с движением не более двух полос в обе стороны.

Будет ли что-то сказано на эту тему в новом технологическом регламенте – не известно. В то же время, сам факт обращения президента к данной теме вселяет определенные надежды. Так или иначе, государственным чиновникам необходимо понять, что в их силах спасение жизней тысяч соотечественников. Безусловно, это потребует колоссальных финансовых и административных затрат, но эффект от них окажется на порядки выше, чем от строительства мостов на дальние острова и проведения зимних Олимпиад в субтропических широтах.

Выбор читателей