Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Из текста, однако, становится ясно, что не "предлагают", а "предлагает", причем человек сугубо штатский, директор ИНСОРа Игорь Юргенс. И речь идет не об участии в боевых действиях на той или иной стороне, а о миротворческой операции силами ОДКБ. По словам Юргенса, "российская позиция становится все слабее", потому что "Москва настаивает на суверенитете Сирии, а на Западе создается ощущение, что правами человека мы готовы жертвовать ради независимости государства". Чтобы исправить положение Юргенс предлагает выступить с "яркой инициативой" - направить в Сирию, на помощь Аннану, миротворцев ОДКБ.
Генсек ОДКБ Николай Бордюжа расценил эту затею как авантюру. По мнению человека, уже полвека носящего погоны, подобные "яркие инициативы" стоит рассматривать, учитывая тот факт, что Соглашение о миротворческих силах предусматривает только разъединения сторон, а в Сирии придется проводить операцию по принуждению к миру боевиков, то есть воевать, а это дело серьезное.
Через неделю из публикаций британской The Daily Star и других СМИ стало известно, что на территории Сирии уже действует спецназ НАТО, что "Свободная армия Сирии" (SAS), добивающаяся свержения Асада, получает от НАТО военную, организационную и другую помощь. А также о том, что США и их союзники, играющие на стороне боевиков, готовят массированное вторжение с применением ракет и авиации. Одновременно Москву недвусмысленно предупредили, что ей не стоит даже думать о защите режима Асада, потому что в этом случае вся мощь НАТО может обрушиться на саму Россию.
Затем, в минувшую среду, "Независимая газета" опубликовала статью "Сирийское направление российских десантников", посвященную планам применения российских Вооруженных сил за пределами страны. Ссылаясь на источник в Министерстве обороны, автор утверждает, что интенсивная подготовка к подобным операциям уже началась. В подтверждение приводит названия частей и подразделений, а реакция Бордюжи на предложение Юргенса квалифицируется как еще одно подтверждение "возможного участия миротворческих сил ОДКБ в разрешении кризиса в Сирии".
Следом приводятся слова редактора журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждара Куртова: "Сирия скатывается к гражданской войне, и ее руководству нужна помощь, которую при соответствующей политической воле РФ может оказать. Но страны Запада и арабский мир этому, конечно, будут мешать. Впереди нас ждут непростые времена. И потому российская армия должна быть подготовлена соответствующим образом, чтобы в контакте с союзниками выполнить свои миротворческие задачи в Сирии, чтобы отстоять там свои интересы".
Та же зловещая дихотомия - "воевать нельзя уступить" - прозвучала и в показанной по "Второму каналу" программе "Исторический процесс". Примечательно, что в ходе дискуссии были озвучены и произвольно истолкованы выдержки из статьи, опубликованной в тот же день "Независимой газетой". Такая синхронизация не оставляет сомнений в том, что жесткое акцентирование вопроса о том, что надлежит делать России в связи с обострением ситуации в Сирии, является далеко не случайным.
Ведь если Юргенс всего лишь советует руководству страны встать на защиту прав человека, отказавшись от защиты суверенитета Сирии, то Аждар Куртов фактически говорит о том, что Сирия является дальним рубежом России и призывает защитить этот рубеж с тем, чтобы отстоять свои интересы. Отдельный вопрос – в чем состоят ее интересы? Внятного ответа на него никто не дает.
Зато публике уже предъявлены две страшилки - втягивание в войну при попытке защитить режим Асада или утрата собственного суверенитета в случае безоговорочной поддержки линии Запада.
Одна сторона как бы говорит: "Вы хотите защитить абстрактную справедливость? Отлично, но платить придется жизнями российских военных. Вы уже забыли о том, чем закончилась афганская авантюра, тогда вперед, наградой вам будет распад России". Другая сторона предупреждает: "После Ливии пришел черед Сирии, за ней последует Иран, а там дело дойдет и до России, а если вы думаете, что вас спасет следование в фарватере США, вспомните о судьбе египетского президента Мубарака, который еще два года назад считался союзником Вашингтона".
Особую пикантность придает ситуации заочный обмен репликами между западными и российскими СМИ. Лондон сигнализирует: "Ребята не рыпайтесь, у нас все схвачено, спецназ НАТО уже там и готов вступить в бой, небо под контролем". А из Москвы отвечают: "У нас тоже есть спецназ (список приводится), и он тоже готовится к боевым действиям на чужих территориях".
Как далеко может завести эта игра, пока не понятно. Не исключено, что все уйдет в свисток: стороны, как по разные стороны границ, так и внутри России, выпустят пар и успокоятся. Но этот сценарий представляется практически невероятным, потому что пока в Лондоне и Москве предаются гипотетическим рассуждениям, в Сирии уже идет война, и сама она не закончится. Не поможет Москве и ввод на территорию Сирии международных миротворческих сил, потому что это будет полный аналог печально известного "марш-броска на Приштину": сначала миротворцы повздорят между собой, а потом Россия тихо уползет зализывать раны.
В итоге создается впечатление, что никаких разумных сценариев, позволяющих России хотя бы сохранить лицо, не существует. Но тогда совершенно не понятно, зачем вообще была затеяна вся эта игра с инициативой Юргенса и рассказами о российском спецназе, готовящемся к военным операциям на чужих территориях? Только для того, чтобы продемонстрировать, что хорошего выхода из сложившейся ситуации для России нет и попугать людей новым Афганистаном? Но российские граждане в массе своей газет, не считая таблоидов, давно не читают.
Значит, реальным адресатом всех речей и публикаций является власть: Кремль, Белый дом, Елисейский дворец и прочие места ее сосредоточения. И, разумеется, президент Путин, имя которого фигурировало в заголовке первой публикации. Но сейчас он находится в Пекине, где, если верить СМИ, наметилось невиданное прежде сотрудничество между Россией и Китаем в экономике, энергетике, борьбе с терроризмом, международной политике и, судя по особо акцентированным словам российского президента, произнесенным во время протокольной съемки, в военной сфере. А это именно то, чего опасаются определенные круги как в Москве, так и в Вашингтоне.
Ни для кого не секрет, что и в Китае, и в России есть люди, считающие, что наглой экспансии США и НАТО пора дать силовой отпор, и если гипотетически допустить, что Москва и Пекин договорятся об использовании военной силы для защиты режима Асада, мало никому не покажется. Понятно, что дело до этого, скорее всего, не дойдет, но опасения на этот счет существуют.
И, похоже, именно этот страх спровоцировал серию информационных вбросов, общий смысл которых сводится к предупреждению: "Даже не мечтайте, этого вам никто не позволит".
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету