Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Саудовская Аравия на минувшей неделе оставалась одним из главных фигурантов драматических событий, разворачивающихся на Ближнем Востоке и вокруг него. Финт ушами Эр-Рияда - блокирование решения производителей нефти заморозить добычу - можно считать лишь одним и не самым значительным моментом в чреде событий, ведущих к большим переменам как в самом регионе, так и на глобальном нефтяном рынке. В частности, судя по последним заявлениям экспертов, саму Саудовскую Аравию ждут нелегкие времена, причем не только с утратой лидерства на Ближнем Востоке, но и с масштабным экономическим крахом.
Эр-Эр-Рияд. Фото: Zuma/ Global Look
Как сообщило на минувшей неделе агентство Bloomberg со ссылкой на заявления советника саудовского принца Мухаммеда бен Салмана, Саудовская Аравия, еще недавно являвшаяся главным "мешком с золотом" на всем Ближнем Востоке, сегодня стоит перед угрозой банкротства. По словам советника, в первой половине 2015 г. Саудовская Аравия из-за падения цен на нефть расходовала резервы со скоростью $30 млрд в месяц. Согласно самым простым расчетам, такое положение дел уже по прошествии двух лет привело бы страну к дефолту.
Пока банкротства удалось избежать благодаря секвестированию четверти расходов бюджета страны и серьезному ужесточению налоговой политики, предпринятым по решению принца Мухаммеда.
Однако это не сильно меняет ситуацию на обозримую перспективу. По оценке Минфина Саудовской Аравии, бюджет 2016 г. имеет дефицит в $87 млрд, что составляет около 11% ВВП.
При этом значительная часть расходов бюджета страны приходится на армию и силовые ведомства. Это почти $57 млрд, или более четверти расходной части бюджета.
Примечательно, что виновным в экономическом кризисе, грозящем банкротством страны, является в первую очередь сам Эр-Рияд и чрезмерные амбиции представителей правящей династии.
На первом и наиболее благоприятном этапе, сопровождавшемся высокими нефтяными ценами, саудовские монархи опрометчиво проигнорировали необходимость диверсификации экономики. Вместо этого нефтяные сверхдоходы тратились на усиление власти и политического влияния, создание резервов, а также просто масштабно "проедались".
Стоит заметить, что далеко не все страны Ближнего Востока придерживались такой политики в "тучные" годы. Так, например, ОАЭ еще много лет назад смогли перестроить собственную экономическую модель и стать крупнейшим финансовым центром ближневосточного региона. Другие страны достигли больших успехов в области нефте- и газопереработки и химической промышленности.
Саудовская Аравия вместо всего этого сделала другой, совершенно губительный для нее шаг. Эр-Рияд не смог смириться с ростом роли США на мировом нефтегазовом рынке. Невзирая на то, что Соединенные Штаты являлись главным союзником и партнером саудитов, Эр-Рияд объявил им самую настоящую ценовую войну, преследовавшую целью задушить молодую сланцевую энергетику.
Именно это и стало главной ошибкой саудовской монархии, предопределившей скорый крах некогда богатейшей и сильнейшей страны региона. Окончательно победить США с ее сланцевой энергетикой саудитам так и не удалось, а вот настроить против себя своего недавнего союзника и покровителя получилось.
Президент США Барак Обама все еще продолжает демонстрировать расположение Эр-Рияду, однако, его президентский срок подходит к концу. И это при том, что настроения в американском Конгрессе в отношении саудитов далеки от благосклонности. Ценовую войну, едва не убившую американскую сланцевую энергетику, им вряд ли забудут.
А это значит, что месть Эр-Рияду за предательство неизбежна. Более того, она уже началась. И это видно по той благосклонности, которую Вашингтон выказывает отныне в отношении главного противника саудитов - Ирана.
Ситуация может еще больше обостриться