Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Потребление нефти в мире беспрерывно растет. Если 25 лет назад общая добыча достигала 60 млрд баррелей нефти, то сегодня из земли выкачиваются все 80 миллиардов. В дополнение к традиционной на рынок вышла так называемая сланцевая нефть, добытая из плотных и малопроницаемых осадочных пород. Но появление и быстрое развитие электромобилей обещает, что спрос на нефть как на источник бензина будет падать. И у России здесь появляется шанс.
Фото: Miles Willis/ Gettyimages
Мировая экономика развивается и требует все больше энергии. Еще в 60-е годы прошлого века нефть стала самым популярным источником энергии, и спрос на нее начал быстро расти. Эксперты "Римского клуба", взяв цифры разведанных запасов черного золота, потрясли тогда мир своим предсказанием о том, что через 20-30 лет этот источник энергии иссякнет. Но прошло более полувека, а нефть не пропадает. Мало того, она добывается в еще больших количествах, а спрос по-прежнему остается неудовлетворенным.
И если это заставило нефтедобывающие страны поверить в то, что спрос на нефть обеспечен на долгие годы, то государства, потребляющие данный энергоноситель, стали искать пути выхода из нефтяной ловушки, используя свое научное и техническое превосходство, пишет "L!fe".
Высокие цены на нефть сделали рентабельной добычу на шельфе и на других месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами. В США появилась сланцевая нефть, полученная из малопроницаемых осадочных пород. Ее добыча потребовала разработки новых технологий, таких как горизонтальное бурение, гидроразрыв пласта. Кроме того, американские власти предоставили добывающим компаниям колоссальные льготы. И если раньше при высоких ценах ее добыча была малорентабельна, то сегодняшние котировки позволяют извлекать ее даже с прибылью.
Технически получение сланцевой нефти - это создание нефтяного месторождения путем глубокой искусственной модификации нефтеносного пласта. Другими словами, это позволяет получать нефть там, где ее еще несколько лет назад не было. А если учесть, что залежи нефтеносных сланцев во много раз превышают традиционные нефтяные месторождения, то сланцевая нефть пришла надолго.
Высокие нефтяные цены, превышавшие еще недавно $100 за баррель, заставили ученых пристальнее посмотреть на другие энергетические технологии, такие как использование ветра, приливов и энергии солнца. Но самые крупные изменения затронули автомобиль - главного потребителя жидкого топлива. Сегодня электромобиль с запасом хода 340-480 км выходит в средний ценовой сегмент. В США в сегменте дорогих автомобилей спрос на электрокары превышает спрос на машины с двигателями внутреннего сгорания. Они быстрее разгоняются, дешевле в заправке и обслуживании. Наконец, они не загрязняют воздух, как это делает автомобиль с бензиновым двигателем. Многие эксперты считают, что уже к концу 2020-х гг. по объему продаж электроавтомобили обгонят обычные, а не позднее 2030-х двигатели внутреннего сгорания перестанут доминировать на авторынках развитых стран.
Поэтому ряд экспертов полагает, что уже в обозримом будущем потребление жидкого топлива начнет сокращаться. Правда, наряду с автомобилями есть самолеты, которые едва ли смогут отказаться от бензина и керосина. Да и для энергетической отрасли и транспорта мазут будет необходим еще долго.
Наметившаяся тенденция открывает для России большие перспективы. Наряду со спросом на атомную энергетику, в которой мы держим прочные позиции, возникнет большой спрос на энергию ветра, солнца и другие нетрадиционные источники. Поэтому пора начинать быстрее развиваться в других, более технологически сложных отраслях, за которыми будущее. И делать это надо уже сегодня.
Не обращать на это внимание уже невозможно