Гражданское общество в России: анализ ключевых проблем

Правовая основа гражданского общества заложена в Конституции

Институты гражданского общества в современной России – важный инструмент развития диалога власти и общества. К ним относятся политические партии, негосударственные институты, СМИ, церковь, семья. Уровень развития таких институтов обычно является индикатором зрелости гражданского общества. Главная отличительная черта этих структур – они действуют на основе принципов свободы и самоуправления, пишут эксперты Фонда Развития институтов гражданского общества и партийной системы (Фонд РИГОПС) в своем блоге.

В нашей стране зарождение и бурный рост институтов гражданского общества связан с началом "перестройки" во второй половине восьмидесятых годов XX века. Именно в этот период появляются первые, альтернативные КПСС политические партии и общественные движения. Правовая основа гражданского общества заложена в Конституции Российской Федерации.

"Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется",

– гласит статья 30 основного документы страны.

Второй этап развития гражданского общества приходится на период становления Российской Федерации как суверенного государства и самостоятельного геополитического субъекта. "Базовый документ, составляющий ядро нормативно-правового пространства институтов развития гражданского общества, – Федеральный закон "Об общественных объединениях". Закон закрепляет за гражданами право создавать по своему выбору общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей. Два других основополагающих документа (Федеральный закон "О некоммерческих организация" и Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности") устанавливают регулирование ключевых институтов гражданского общества: некоммерческих организаций (НКО) и профсоюзов", – напоминают эксперты фонда.


На сегодняшний день система институтов гражданского общества в России в целом сформирована и продолжает успешно развиваться. Один из значимых элементов данной системы – Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ (СПЧ). Цель создания Совета – "оказание содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина". СПЧ является площадкой как для обсуждения текущих вопросов состояния и перспектив развития гражданского общества, так и для артикулирования стратегических заявлений.

Владимир Путин в ходе своих выступлений в рамках заседания СПЧ неоднократно подчеркивал значимость институтов гражданского общества:

"Мы обязаны сделать все необходимое, чтобы граждане доверяли институтам, которые специально созданы для эффективного отстаивания их прав и развития гражданского общества".

Тема взаимоотношений государства и институтов гражданского общества часто становится источником острой дискуссии в экспертной среде. Отдельные представители либеральной общественности обращают внимание на усиление вмешательства государства в работу институтов гражданского общества под предлогом защиты суверенитета и предотвращения вмешательства во внутренние дела России извне. Прежде всего, это касается ужесточения законодательного контроля за деятельностью некоммерческих общественных и правозащитных организаций. В частности, в 2012 году был принят закон о статусе НКО – иностранных агентов в целях более тщательного контроля за организациями, получающими зарубежное финансирование.

В то же время государство принимает меры для поддержки некоммерческого сектора. К примеру, в 2016 году был принят Федеральный закон, закрепляющий за НКО статус исполнителя общественно-полезных услуг, что явилось мощным стимулом для роста новых социальных НКО в субъектах страны. В 2020 году был принят ряд законодательных актов, направленных на оказание поддержки некоммерческим организациям в условиях развивающейся пандемии коронавируса.

Приведенные примеры наглядно показывают стремление государства к соблюдению баланса между очевидной необходимостью обеспечивать суверенитет и безопасность страны, с одной стороны, и соблюдением прав и свобод граждан, с другой. Данное условие является ключевым для успешного развития институтов гражданского общества на современном этапе.

Другая линия полемики в рамках описываемого дискурса – степень зрелости гражданского сообщества и его институтов. В контексте дискуссии существуют два полюса с противоположными мнениями. Близкие к государству эксперты отмечают высокую развитость институтов гражданского общества и интегрированность в политическую систему страны. На другом полюсе – позиция о разделенности и разобщенности гражданского общества, что, в первую очередь, обусловлено нарастающей политизацией правозащитного и общественного движения, что может способствовать росту раскола по линии "за действующую" власть и "против".

Своеобразным маркером уровня зрелости гражданского общества стала пандемия коронавируса: введение ограничений явилось поводом для конфликтов между ковидофобами и ковид-диссидентами. При этом позиция институтов гражданского общества в качестве консолидирующего фактора ключевой роли не сыграла. "Коронавирусный кейс продемонстрировал отсутствие налаженного диалога между государством и гражданским обществом: транслируемые властью сигналы либо воспринимались искаженно, либо полностью игнорировались. Коронавирус не стал катализатором общественной мобилизации", – резюмируют эксперты фонда. 

Выбор читателей