Мы уже сообщали о том, что правительство поддержало предложение Росрезерва закупить на внутреннем рынке 5 млн. тонн сырой нефти. Предполагается, что этот объем "черного золота" должен пойти на формирование государственного нефтяного резерва, а заодно (или даже в первую очередь) решить проблему затоваривания на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов. Напомним, что, по разным оценкам, избыток сырой нефти в стране составляет сегодня порядка 4 млн. тонн. Это уже привело к заметному падению внутренних цен на нефть. По словам вице-президента "ЛУКойла" Леонида Федуна, в январе внутри страны российская нефть подешевела до 5$/баррель, тогда как на мировом рынке ее цена составляет порядка 18$/баррель.
Причины нефтяного изобилия на внутреннем рынке понятны: поддержав совместно с ОПЕК мировые цены, Россия сократила экспорт, оставив практически неизменным уровень добычи, приостанавливать которую, по мнению нефтяных компаний, технологически нецелесообразно, а порой и недопустимо. На это наложился еще и сезонный спад потребления, связанный с сокращением закупок сырой нефти российскими НПЗ в период зимних праздников.
Как предполагает теория, резкий рост предложения товара (в нашем случае нефти и нефтепродуктов) в условиях стабильного спроса должен вести к снижению цен на этот самый товар. Но именно здесь теория начинает расходиться с практикой: на деле конечные цены на нефтепродукты изменились крайне незначительно. По данным Госкомстата, в декабре розничные цены на автомобильный бензин снизились на 8,6%, при 20%-ном снижении оптовых цен. Более того, если в декабре 2000 г. разрыв цен на бензин между оптом и розницей составлял 1,96 раза, то к декабрю 2001 г. он поднялся до 2,4 раз. Таким образом, истинно рыночные отношения заканчиваются где-то на уровне бензиновых оптовиков. Дальше начинается "бизнес по-русски".
Можно ли рассчитывать на то, что внутренние цены на топливо все-таки начнут изменяться в унисон с движением цен на сырую нефть (в нашем случае – пойдут вниз)? Вряд ли. И дело здесь не только в сговоре "бензиновых королей", хотя нечто подобное, несомненно, имеет место. Дело в том, что между Россией и остальным миром существует заметная разница в ценах на нефть и нефтепродукты. Что бы мы ни говорили, но российские внутренние цены на топливо бесспорно ниже цен в той же Европе. Это очень хорошо можно наблюдать в западных приграничных регионах на примере "черного" бензинового экспорта: граждане России всевозможными способами переправляют в соседние страны моторное топливо, реализуя его там по более высокой цене.
Сегодня нет сомнений в том, что курс, взятый российским руководством на дальнейшую интеграцию в мировую экономическую систему, будет продолжен, что означает неизбежное выравнивание внутренних цен и мировых, в первую очередь европейских. Это касается и цен на топливо: обратного пути у них нет, возможны лишь кратковременные остановки.
Но вернемся к решению о создании нефтяного резерва. Правительству фактически предлагается купить 5 млн. тонн нефти, создав тем самым искусственный спрос на рынке и выбрав тот самый излишек, который привел к падению внутренних цен. Чиновники заявляют, что этот резерв позволит сглаживать колебания на рынке. Но такое обоснование вряд ли можно воспринимать серьезно, ибо речь идет о России – нефтедобывающей и экспортирующей стране, полностью покрывающей свои потребности в "черном золоте". Вряд ли ей нужен сегодня такой большой резерв. Зато прямую заинтересованность в массовой "госзакупке" нефти могут испытывать нефтяные компании, которые хотят получить сполна за поддержку правительством ОПЕК, за сокращение экспортных квот, затоваривание рынка и падение внутренних цен.
Однако, пока сложно сказать, смогут ли российские нефтяные лоббисты обеспечить своим компаниям такой шикарный "госзаказ" – непонятно, где правительство возьмет деньги на эти закупки, учитывая весьма непростую ситуацию с государственным бюджетом. Посему не исключено, что идея умрет, так и не воплотившись в жизнь, или же объемы предполагаемого госрезерва будут заметно сокращены. Ясно одно: ухудшение мировой конъюнктуры уже ударило по России, и первыми это почувствовали нефтяные компании. Недавние уверенные заявления правительственных чиновников о том, что ситуация на мировом нефтяном рынке не скажется на российской экономике, ставятся под сомнение. А на дворе, заметим, всего лишь февраль. Зато кто точно не сможет вкусить плоды от снижения нефтяных цен, так это российские автомобилисты. Что бы ни происходило на "большом" нефтяном рынке, ценники на бензоколонках никто менять не торопится.
С новой рабочей неделей, господа.