Рекомендация комитета о принятии законопроектов в первом чтении говорит о том, что в Думе признали концепцию реформ правительства: под контролем государства остается лишь "настоящая" монопольная часть - сети и диспетчерское управление. Компании, обеспечивающие генерацию и сбыт электроэнергии, будут работать на рыночных принципах.
Бурные дискуссии последний раз прошли две недели назад на расширенном заседании комитета Госдумы. Ряд депутатов левого крыла представили свое видение законов "Об электроэнергетике" и дополнений в закон о госрегулировании тарифов на электроэнергию. Автор альтернативных проектов, зампред комитета по промышленности Вячеслав Швыряев утверждал, что его законы также направлены на создание конкурентного рынка. Однако в инвестициях, по его мнению, упор надо сделать на бюджетное финансирование электроэнергетики, а тарифы по-прежнему регулировать и на федеральном, и на региональном уровнях. Как при этом сохранится конкуренция, осталось не совсем понятным. Тем более что, по логике депутата, все структуры отрасли при бюджетном финансировании автоматически станут государственными.
Инициатива Швыряева оказалась, как утверждают эксперты, не очень своевременной, ведь предлагаемая правительством программа как раз и является компромиссом между рядом альтернатив. Как известно, в России споры и обсуждения могут длиться до бесконечности, причем одни и те же аргументы могут выдвигаться вновь и вновь. Кабинет министров в свое время настолько погряз в разного рода уточнениях и согласованиях, что потребовалось вмешательство президента, после чего пакет законопроектов был окончательно сверстан и передан в Госдуму.
Перед комитетом по энергетике сейчас стояла гораздо более простая задача: определить, насколько правительственные предложения отвечают принятым ранее магистральным направлениям реформы, и можно ли их принять за некую базу, в которую в дальнейшем можно будет внести изменения. Дело в том, что все участники бурных дискуссий вокруг законов, включая РАО "ЕЭС", настаивают на внесении поправок и изменений. По мнению Анатолия Чубайса, законы получились "слишком компромиссными". Там, где должно быть жесткое госрегулирование, например, в сетевом хозяйстве, оно оказалось не таким жестким: на владельцев региональных сетей, введенных в действие после принятия закона, не распространяется ряд ограничений (например, запрет заключать договоры на оказание услуг по передаче электроэнергии, а также без согласования с ФСК выводить на ремонт свои мощности). В то же время правительство пытается вводить регулирование там, где, по мнению главного энергетика, должен быть "чистый" рынок. Так, кабмин оставляет за собой право устанавливать сбытовые надбавки для поставщиков, от которых будут в основном получать электричество муниципальные образования и предприятия. Такая компромиссность способна снизить эффект от задуманных реформ, что может негативно сказаться на ценах. А как раз задача реформ - добиться их стабилизации.
В то же время абсолютному большинству участников обсуждения очевидно, что законы нужны как воздух, и затягивать с процедурными вопросами не следует. Чем раньше появится нормативная база реформ, тем скорее можно будет внести необходимые уточнения. Более того: чем раньше будут приняты законы, касающиеся преобразований в энергетике, тем больше у заинтересованных сторон шансов повлиять на его ход. Ведь, как отмечалось, реформа уже идет, и гораздо проще сейчас скорректировать ее базовые направления, чем пытаться дать задний ход. Вероятно, эти соображения и склонили членов комитета по энергетике к решению вынести "энергетические законы" на первое чтение, которое должно состояться 26 июня. Теперь вопрос о создании правовой базы для энергетики за народными избранниками. Если они выскажутся за принятие законов в первом чтении, велика вероятность, что после внесения поправок осенью законы будут приняты. Это будет означать, что, во-первых, реформирование энергетики будет заключено в некоторые правовые рамки, и, во-вторых, что, пожалуй, не менее важно, взаимные обязательства энергетиков и потребителей к следующей зиме станут более четкими и определенными.