Первые видеомагнитофоны появились у нас где-то, если мне память не изменяет, в начале восьмидесятых. Во всяком случае, я помню, что учащиеся со мной на одном курсе дети крупных номенклатурных работников, образовавшие свою узкую тусовку, ездили к одному из этой компании на дачу смотреть видео. Я к этой тусовке не принадлежал, а посему о видеомагнитофоне имел туманное представление. Правда, однажды на Выставке достижений народного хозяйства в одном из павильонов мне таки довелось полюбоваться на это достижение человеческой мысли. Видеомагнитофон был катушечным, по-моему, производства "ЛОМО" (Ленинградский оптико-механический завод), и произвел на меня колоссальное впечатление. Сотрудник выставки записывал прямо с телевизора на бобины видеомагнитофона куски передач и тут же демонстрировал, что получилось. "Да, – думал я, глядя на не совсем четкое изображение, – вот она – техника двадцатого века!". В зале, где стоял этот замечательный прибор, я провел четыре часа... Потом я узнал, что данное "чудо техники двадцатого века" уже несколько устарело, так как еще в 1969 году фирмой "Сони" был произведен первый в мире цветной кассетный видеомагнитофон – кстати, весил он всего 450 г, а длительность записи составляла полтора часа. Правда, это была экспериментальная модель, существующая в штучных экземплярах. Но тем не менее...
В общем, как уже было сказано, в начале 80-х в Советский тогда еще Союз дипломаты, журналисты-международники и прочие счастливые выездные товарищи начали привозить видеомагнитофоны и кассеты. Случались курьезы и настоящие трагедии. В технике не все разбирались, и уж конечно о том, что в разных странах существуют разные стандарты передачи изображения многие вообще ничего не слышали. Посему в СССР ввозились первые попавшиеся видаки и телевизоры. И здесь выяснялось, что техника, прекрасно работающая там, почему-то категорически отказывается работать здесь. Наша знакомая привезла из США своему сыну красивейший, дорогой видик. Мальчик, увидев коробку, задрожал от радости. Но была она очень недолгой, ибо подключить аппарат к телевизору не получилось – чудо-прибор был рассчитан на американский стандарт NTSC. Были и другие заморочки. Сейчас, наверное, мало кто помнит, но в мире изначально существовало два формата для домашнего видео – Betamax и VHS, которые были несовместимы. У нас, как, впрочем, и во всем остальном мире, прижился VHS. В течение некоторого времени форматы Betamax и VHS боролись за нарождающийся рынок бытовой техники, и, наконец, в 1984 году формат VHS был утвержден в качестве стандарта бытовой видеозаписи. Однако некоторые наши граждане привозили видеомагнитофоны и кассеты формата Betamax. Смотреть-то привезенные фильмы они могли, но вот меняться кассетами было почти не с кем. В результате несчастные владельцы "Betamax" сплотились в некое подобие клуба, что давало им возможность смотреть не только свои кассеты, но и обмениваться записями. Между прочим, вообще почти все первые владельцы видеомагнитофонов общались друг с другом, поскольку это была единственная возможность посмотреть новый фильм. Практически у каждого существовала толстая тетрадь, в которую вносились записи: кому, когда и на какой срок выдана та или иная кассета, а также у кого взят тот или иной фильм и когда его следует вернуть владельцу. Появились и первые предприниматели в области видео: одни устраивали домашние нелегальные просмотры (разумеется, за деньги) различных фильмов, преимущественно эротических и порнографических, другие – опять же за деньги – торговали записями. И тех и других периодически сажали: за распространение порнографии, за незаконное предпринимательство и т.п. Позже, когда началась так называемая перестройка и идеологическая машина стала разваливаться, тут и там (при институтах, домах культуры, железнодорожных вокзалах и даже при жэках) открылись многочисленные "видео-клубы", в которых (разумеется, в нарушение всех международных авторских прав) крутились ужасающего качества копии голливудских фильмов.
У меня видика не было, зато он был у соседа сверху. Прислал это чудо его отец – советский военный атташе в одном "братском" африканском государстве. Увы, он не догадался или не захотел отправить еще и телевизор. Иностранный агрегат все-таки удалось подружить с "Темпом", но не до конца. Не поставили какой-то декодер, а посему изображение получалось только черно-белым. Но это нас совершенно не смущало. Начались практически ежедневные просмотры. В квартиру моего соседа – большого любителя выпить – набивалось человек по двадцать. Платой за вход была выпивка. Продолжалось так где-то полгода, пока соседа не обчистили: воры вынесли, естественно, тот самый видик, кассеты и еще какую-то мелочь. Кассеты с фильмами милиция потом вернула, а вот видеомагнитофон ушел с концами... Первым фильмом, который я посмотрел у соседа, была "Планета обезьян" почему-то на немецком языке.
Через некоторое время видеомагнитофон появился и у меня. И не какой-нибудь там отечественный "Электроника ВМ-12", а мультисистемный японец "Хитачи". Правда, сначала у меня была только одна кассета с фильмом "Конвой". Смотрели мы его раз двадцать. Но в один прекрасный день, а точнее под вечер, явился мой приятель-журналист с четырьмя видеокассетами в целлофановом пакете, и мы устроили пир духа: мы один за другим просмотрели все фильмы, из коих два было с Брюсом Ли, какой-то триллер, молодежная комедия с элементами эротики и что-то еще. Разошлись утром, совершенно одуревшие, с красными глазами и туманом в голове. Но страшно довольные. К тому же фильмы были переведены на русский, что в то время являлось редкостью. Особенное впечатление на нас произвел переводчик с фирменным гнусавым голосом...
Сегодня, как уже говорилось, DVD уверенно вытесняет устаревший VHS. Появились домашние кинотеатры с почти идеальным звуком и идеальным изображением. Традиционные видеомагнитофоны с кассетами скоро будут музейными экспонатами. Правильно. Но все-таки жаль... Я часто ловлю себя на мысли, что с большим удовольствием смотрю старую кассету с отвратительного качества копией, ужасным звуком и гнусавым переводом на своем допотопном "Хитачи", чем DVD на суперсовременном плеере и огромном плоском телевизоре. Видимо, это ностальгия по прошлому...