Вдохновенная паранойя

Читать в полной версии →
Народно-фантастическую сказочную оперу в "Геликоне" превратили в задорный и провокационный постмодернистский фарс с массой вкусных режиссерских и актерских находок

"Кащей Бессмертный" Н.А.Римского-Корсакова
Режиссер-постановщик Дмитрий Бертман, дирижер-постановщик Владимир Понькин
Официальная премьера – 12 декабря 2002 г.


Столетие оперного злодея в "Геликоне" отметили как всегда неформально: сопливую народно-фантастическую сказочную оперу, барочный раритет превратили в задорный и провокационный музыкальный спектакль, с приличествующими времени постмодернистскими выкрутасами и стебом. И при этом, вопреки всем скептическим предубеждениям, не вышли в овердозу – остались безоглядно верны старинной партитуре и сумели доходчиво и внятно донести до зрителя оригинальную фолк-историю, музыкально-сатирическое моралите, написанное в начале прошлого века.

В который раз Дмитрий Бертман проявляет чудеса мизансцены, размещая поющих и танцующих артистов на крохотном пространстве своего театра так, что никто никого не задевает ногами; в который раз без дорогостоящей машинерии и музейных покроев платьев на камерной сцене старинного особняка в центре Москвы демонстрирует виртуозное владение синтетической театральной механикой, умещая в один спектакль и оперу, и балет, и красочное дефиле... То, что в нынешнем театральном мире подобный симбиоз является для исполнителей и постановщиков серьезным риском, а для некоторых театральных конъюнктурщиков и аутентистов – настоящей крамолой, похоже, совершенно не волнует режиссера, уже давно закрепившего за собой статус главного в России "террориста" от оперного искусства. Бертман, кажется, может позволить себе превратить в феерию все, даже такую лубочную сказку, как "Кащей Бессмертный" Римского-Корсакова...

Атмосферу бесшабашного детского праздника, "домашнего" карнавала придает новому спектаклю "Геликона" в первую очередь художественный авангард Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного – очень зрелищный и образный декор, почти не свойственный традиционной российской музыкально-театральной сценографии и моде.

В духе экстремального перформанса голова Ивана Королевича упакована в космический скафандр, Кащеевна является в фривольном прикиде мамочки-доминатриссы, сам злодей – в карикатурном панковском смокинге, а Буря-ветер – в хай-тековском костюме электрического вентилятора. Причем если обычно за подобные эксперименты с классикой зрители склонны скорее дать по шее, чем поаплодировать, то в "Геликоне" тончайшее чувство стиля и вкус художников, равно как и необыкновенное обаяние бертмановской режиссуры, возвышают костюмированный балаган до уровня высокопрофессионального фарса с массой вкусных режиссерских и актерских находок.

И, надо сказать, отвязная компания актеров с таким азартом валяет на сцене дурака, что зритель уже не обращает внимания на то, что герои разворачивающейся на его глазах фантасмагории не разговаривают, как все порядочные люди, а поют... Арии, дуэты, хоры и куплеты... И что, между прочим, делают это на высочайшем уровне и исключительно артистично...

Вообще же, "Кащей Бессмертный" – отличная детская сказка, в которой самый злющий злодей выходит на авансцену и доверительно сообщает публике, что он чувствует в сердце зло, а Иван Королевич и Царевна поют о всепобеждающей силе любви и преданности; "Кащей Бессмертный" – это вдохновенная оперная паранойя, персонажи которой не так уж и далеки от реальности, как кажется... даже тогда, когда особенно зловеще звучит хор, обступающий главных действующих лиц, а пиротехники особенно старательно напускают на зрителей облака ароматного туману... И, наконец, "Кащей Бессмертный" – это просто красивая, сентиментальная и эмоционально очень открытая музыка Римского-Корсакова, которую блестяще исполняет оркестр "Геликона" под управлением Владимира Понькина...

Дмитрий Бертман сделал великолепный, красивый и необыкновенно смешной детский музыкальный спектакль, который, безусловно, только прибавит славы "Геликону".

Елена ГНЕДОВСКАЯ |
Выбор читателей