"Кащей Бессмертный" Н.А.Римского-Корсакова
Режиссер-постановщик Дмитрий Бертман, дирижер-постановщик Владимир Понькин
Официальная премьера – 12 декабря 2002 г.
В который раз Дмитрий Бертман проявляет чудеса мизансцены, размещая поющих и танцующих артистов на крохотном пространстве своего театра так, что никто никого не задевает ногами; в который раз без дорогостоящей машинерии и музейных покроев платьев на камерной сцене старинного особняка в центре Москвы демонстрирует виртуозное владение синтетической театральной механикой, умещая в один спектакль и оперу, и балет, и красочное дефиле... То, что в нынешнем театральном мире подобный симбиоз является для исполнителей и постановщиков серьезным риском, а для некоторых театральных конъюнктурщиков и аутентистов – настоящей крамолой, похоже, совершенно не волнует режиссера, уже давно закрепившего за собой статус главного в России "террориста" от оперного искусства. Бертман, кажется, может позволить себе превратить в феерию все, даже такую лубочную сказку, как "Кащей Бессмертный" Римского-Корсакова...
Атмосферу бесшабашного детского праздника, "домашнего" карнавала придает новому спектаклю "Геликона" в первую очередь художественный авангард Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного – очень зрелищный и образный декор, почти не свойственный традиционной российской музыкально-театральной сценографии и моде.
В духе экстремального перформанса голова Ивана Королевича упакована в космический скафандр, Кащеевна является в фривольном прикиде мамочки-доминатриссы, сам злодей – в карикатурном панковском смокинге, а Буря-ветер – в хай-тековском костюме электрического вентилятора. Причем если обычно за подобные эксперименты с классикой зрители склонны скорее дать по шее, чем поаплодировать, то в "Геликоне" тончайшее чувство стиля и вкус художников, равно как и необыкновенное обаяние бертмановской режиссуры, возвышают костюмированный балаган до уровня высокопрофессионального фарса с массой вкусных режиссерских и актерских находок.
И, надо сказать, отвязная компания актеров с таким азартом валяет на сцене дурака, что зритель уже не обращает внимания на то, что герои разворачивающейся на его глазах фантасмагории не разговаривают, как все порядочные люди, а поют... Арии, дуэты, хоры и куплеты... И что, между прочим, делают это на высочайшем уровне и исключительно артистично...
Дмитрий Бертман сделал великолепный, красивый и необыкновенно смешной детский музыкальный спектакль, который, безусловно, только прибавит славы "Геликону".