Китайцы против Абрамовича

Читать в полной версии →
Появившаяся было у России возможность наконец-то продемонстрировать пример образцовой приватизационной сделки без сговоров и подтасовок снова может оказаться нереализованной

Приватизационный марафон, связанный с предстоящим аукционом по продаже ГНК "Славнефть", вышел на финишную прямую. Ожидается, что в уже среду последняя крупная государственная нефтяная компания обретет нового хозяина.

Большинство участников марафона "сошли с дистанции" еще на дальних подступах к финишу. На сегодняшний день в числе "гонщиков" остаются "Сибнефть", ТНК и китайская компания China National Petroleum Corp. (CNPC). От того, кто станет счастливым обладателем "Славнефти", во многом будет зависеть дальнейшее развитие ситуации в российской экономике. Сразу заметим, что из этих троих, по единодушному мнению аналитиков, наименьшие шансы имеет ТНК; основная борьба за "Славнефть" пойдет между компанией Романа Абрамовича и CNPC. Большинство аналитиков по-прежнему ставят на "Сибнефть", которая в случае победы становится практически абсолютным хозяином "Славнефти". Сам факт подобной победы станет большим плюсом как для компании-победителя, так и для российского фондового рынка в целом.

Что касается государства и "Сибнефти", выгода той или иной стороны, полученная от аукциона, будет напрямую зависеть от цены, за которую "Славнефть" уйдет с молотка. Если "Сибнефти" удастся уложиться в сумму менее $2 млрд., то "Славнефть" станет для нее крайне выгодным приобретением, которое непременно приведет к росту акций компании-приобретателя. Однако, несмотря на все имиджевые плюсы, подобный исход мало устраивает государство, рассчитывающее накануне пика внешних выплат на более значительную выручку от продажи. Сумма сделки в $2-2,5 млрд. устроит обе стороны и мало отразится на фондовом рынке. Если "Сибнефти" придется раскошелиться на большую сумму, это приведет к кратковременному сбросу акций компании, сделавшей столь дорогое приобретение. Однако это отнюдь не значит, что деньги акционеров побегут из всей "нефтянки". Столь высокая цена продажи позволит говорить о недооцененности российских нефтяных компаний и наличии высокого интереса к ним со стороны инвесторов, поэтому ушедшие из "Сибнефти" деньги потекут в ценные бумаги других российских НК. Что касается государства, при данном раскладе оно получит максимальную выгоду: бюджет пополнится кругленькой суммой, а страна предстанет в выгодном свете в глазах мировых инвесторов.

Вариант развития событий, при котором в аукционе побеждают китайцы, до последнего времени казался мало реальным. Однако CNPC настойчиво движется к цели и пока не собирается выходить из игры.

Теоретически, победу китайской корпорации можно было бы рассматривать как позитивный фактор. Во-первых, при этом сумма сделки гарантированно будет близка к $3 млрд., что немаловажно для бюджета. Во-вторых, по мнению некоторых аналитиков, это может привести к кардинальной переоценке иностранными инвесторами своего отношения к России, что выведет наш фондовый рынок на более высокие уровни. Правда, в этом случае в незавидном положении окажется проигравшая "Сибнефть", интерес инвесторов к которой определенно снизится.

С другой стороны, в случае победы на аукционе китайцев в числе проигравших может оказаться российская сторона в целом, хотя негативные последствия сделки и будут отложенными во времени. Став хозяйкой "Славнефти", китайская государственная корпорация будет преследовать собственные цели, весьма далекие от российских экономических интересов. Быстро растущая экономика Китая испытывает значительную потребность в "черном золоте", на удовлетворение которой и может быть переориентирована "Славнефть". Китайцев будет интересовать только экспорт российской нефти, а не развитие структур по ее переработке на территории России. Вряд ли их приоритетами станут рациональное использование российских недр, инвестиции в инфраструктуру и экология.

О серьезности намерений китайской стороны говорит и отношение к энергетическому вопросу властей Китая. Не так давно министром общественной безопасности КНР стал Чжоу Юнкан, секретарь Сычуаньского провинциального комитета КПК. С 1998 по январь 2000 г. он являлся министром природных ресурсов КНР; с 1988 г. был вице-президентом CNPC, а в 1997 г. возглавил ее. Ожидается, что в Политбюро КПК Чжоу Юнкан станет главным экспертом по проблемам нефтяной безопасности. Учитывая, какая огромная власть дана бывшему главе национальной нефтяной корпорации, можно догадаться, какая роль отводится нефтяному вопросу руководством Китая. Это полностью объясняет ту настойчивость, которую проявляет CNPC в своих намерениях завладеть "Славнефтью".

По всей видимости, российская сторона весьма озабочена возможностью прихода китайцев на наш нефтяной рынок. В связи с этим недавние утверждения журналистов Financial Times о том, что РФФИ чинит определенные препятствия китайской стороне в деле подготовки к аукциону, скорей всего не лишены оснований.

Сложно сказать, удастся ли "нейтрализовать" китайцев до аукциона. Однако если этого не произойдет, в ходе конкурса нельзя будет исключить никаких неожиданностей, вплоть до его отмены под любым предлогом. А значит, появившаяся было у России возможность продемонстрировать пример образцовой приватизационной сделки снова может оказаться нереализованной.

Саид ХАЛМУРЗОЕВ |
Выбор читателей