|
Мнение самих участников рынка оказывается одним из наиболее веских факторов при обсуждении проблемных вопросов со странами-членами ВТО. Возможно, именно участие в переговорах представителей российского крупного бизнеса сказалось на результатах замедлившегося было процесса вступления. Выступая после заседания рабочей группы по вступлению России в ВТО в Женеве, министр экономразвития Герман Греф заявил, что к 2004 г. этот процесс может наконец завершиться. По сравнению со скептическими заявлениями экспертов после весенних переговоров, когда казалось, что противоречия между Россией и странами-участниками ВТО неразрешимы, нынешнее положение дел можно считать значительно улучшившимся.
Своим видением плюсов и минусов участия России в ВТО с "Yтром" поделился руководитель рабочей группы по вступлению России в ВТО, гендиректор холдинга "Северсталь-групп" Алексей Мордашов.
"Yтро": Когда процедура вступления страны в ВТО весной затормозилась, многие заговорили о том, что не вступать – даже лучше. Дескать, внутренний рынок может не выдержать открытия границ. Каковы, по-Вашему, положительные и отрицательные последствия участия России во Всемирной торговой организации?
Алексей Мордашов: Влияние вступления в ВТО на развитие российской экономики нужно рассматривать в двух временных интервалах – долгосрочном и краткосрочном, на переходный период, который по правилам ВТО предоставляется вновь присоединившимся странам для адаптации экономики к условиям открытого рынка.
Если говорить о долгосрочной перспективе, то ВТО – это эффективный инструмент повышения конкурентоспособности страны за счет ее более полной интеграции в мировую экономику, за счет повышения прозрачности национальных компаний, их большей открытости, наличия большего числа стимулов для конкуренции. Конечно, можно говорить о негативных последствиях, которые порождают такие процессы как глобализация, открытая конкуренция и капитализм. Однако, с моей точки зрения, которую разделяют многие предприниматели России, рост производства и рост экономики заведомо лучше инертного ее развития в замкнутом пространстве. С этой позиции вступление в ВТО не даст никаких отрицательных последствий.
"Y": Даже в краткосрочной перспективе?
А.М.: В краткосрочной перспективе вступление в ВТО потребует определенной реструктуризации отдельных отраслей отечественной промышленности, что зачастую не так положительно. Однако надо отдавать себе отчет в том, что, по большому счету, выбора у нас нет. Ведь уже сегодня российская экономика открыта для международной конкуренции. Действующие на некоторые виды товаров ввозные пошлины не оказывают существенного влияния на рынок.
"Y": Как бы Вы охарактеризовали отношение российского общества к вступлению в ВТО? Складывается впечатление, что в стране эту идею одобряет только относительно узкий круг заинтересованных людей.
А.М.: Сегодня в нашей стране существует масса мифов, которые, к сожалению, определенным образом влияют на отношение общества к вступлению России в ВТО. Самый распространенный и самый неверный – слухи о том, что сразу же после вступления в ВТО на наш рынок хлынут импортные товары. Однако на деле ситуация обстоит совсем иначе. Согласно сегодняшней переговорной позиции России, ни в одной отрасли сразу после вступления в ВТО не произойдет снижения существующих импортных пошлин, тем более их обнуления. Тарифы на ряд сельскохозяйственных товаров, обсуждаемые на переговорах, выше, чем ныне действующие. Разумеется, после истечения переходного периода пошлины будут постепенно снижаться. Но от этого наша экономика станет только здоровее.
Предприятия, которые способны жить и развиваться в соответствии с современными экономическими реалиями, получат дополнительное время для модернизации производства, для адаптации к условиям конкурентной борьбы на рынке, которая и сейчас существует в России. А вот те предприятия (я подчеркиваю – отдельные предприятия, а не целые отрасли), которые не смогут и не захотят пересмотреть свое отношение к развитию бизнеса, возможно, действительно столкнутся с проблемой выживания. Но драматизировать это не стоит.
Кстати, еще одним мифом является предположение о том, что вступление в ВТО приведет к росту безработицы. Это не соответствует действительности. Процессы, вызванные вступлением в ВТО, которые уже сейчас происходят и будут происходить в российской экономике, приведут к тому, что будет более активно развиваться российский бизнес, в страну начнут приходить иностранные инвестиции, а следовательно, будет расти количество рабочих мест, и более логично говорить не о росте безработице в связи с вступлением России в ВТО, а о ее сокращении. Это подтверждают и исследования, проведенные независимыми учеными. Хочу обратить внимание и на следующий, часто приводимый в качестве минуса тезис: вступление в ВТО может привести к тому, что Россия, отказавшись от предоставления "парниковых условий" некоторым отраслям промышленности, может оказаться в ситуации, когда отдельные товары не будут иметь отечественных аналогов или будут производиться в кооперации с иностранными компаниями. На мой взгляд, этого не стоит не только бояться, но и, наоборот, к этому нужно стремиться.
К примеру, в Польше "Фольксваген" построил завод. Кому от этого стало плохо – польским гражданам, получившим постоянную работу, или самому государству, получающему налоги от этого производства? Вряд ли; наверняка все остались только в выигрыше.
"Y": Какие отрасли отечественной промышленности, на Ваш взгляд, наиболее сильно выиграют от присоединения к ВТО, а какие, наоборот, проиграют?
А.М.: По логике, некоторым предприятиям может быть трудно. Однако стоит вспомнить, что Россия будет вступать в ВТО не в один момент. Сейчас готовится протокол о присоединении, который урегулирует все условия вступления. И президент, и правительство, и представители бизнеса не раз обращали внимание общественности на то, что эти условия должны быть выгодными для страны. В противном случае от участия в ВТО следует отказаться. Российской экономике необходимо предоставление определенного адаптационного периода. Для каждого сектора он будет разным – для мебельной отрасли, авиации, сельского хозяйства, автопрома... Мы должны провести вступление в ВТО только так, чтобы стало лучше всей нашей промышленности, чтобы ни одна отрасль не пострадала. Например, по сельскому хозяйству сегодня мы стоим на той позиции, что импортные пошлины не должны быть снижены: они у нас и так минимальные, и наше сельское хозяйство уже, по сути, открыто для международной конкуренции.
"Y": Какими Вы видите оптимальные условия для России при вступлении в ВТО? Какие обязательства и по каким отраслям промышленности мы должны на себя взять, а какие брать не должны?
А.М.: Основное условие нашего присоединения к ВТО – присоединение на равных, недискриминационных условиях. Что же касается наших обязательств по доступу на российский рынок иностранных товаров и услуг, то и здесь ключевым является принцип соблюдения лишь обязательных требований ВТО и возможности пользоваться механизмами, предусмотренными для вступающих стран. То есть мы обязаны открывать свои рынки, но при этом можем оставлять за собой право защищать отдельные отрасли и после присоединения к этой организации, как, например, делает ЕС в отношении своего сельского хозяйства. Мы должны требовать (и требуем) предоставления для отдельных отраслей экономики переходного периода.
В частности, Россия должна открывать свой рынок для доступа иностранных услуг (это касается, к примеру, рынка страхования и рынка финансовых услуг), но при этом имеет право делать это постепенно, учитывая интересы отечественных страховых компаний. То же самое можно сказать, например, о мебельном рынке. Сегодня наши производители говорят, что в принципе готовы конкурировать – и уже конкурируют – с западными производителями, но хотят, чтобы на переходный период тарифная защита была на довольно-таки высоком уровне.
Теперь более подробно о том, на что мы не должны соглашаться в принципе. Во-первых, мы не обязаны и не будем выполнять не предусмотренное нормами ВТО требование по выравниванию внутренних и внешних тарифов на энергоносители. Мы не должны и не будем подписывать необязательное соглашение по либерализации рынка гражданской авиации. Мы не обязаны и не будем существенно открывать рынок рабочей силы, на чем настаивают, в частности, наши китайские партнеры.
То есть Россия должна выполнять только те требования, которые являются обязательными (например, адаптировать нашу законодательную базу в соответствии с нормами ВТО, в чем прежде всего заинтересованы мы сами). При этом мы будем пользоваться всеми существующими в ВТО режимами для вновь вступивших стран, чтобы защитить те отрасли экономики, которые в этом нуждаются. Ни в коем случае мы не должны брать на себя дискриминационные, невыгодные нашей стране обязательства.