|
США, 2003
Режиссер: Гарри Росс
В ролях: Джефф Бриджес, Тоби Магуайр, Крис Купер
В прокат вышел фильм, при всей своей незамысловатости почему-то оказавшийся очень редким – в том смысле, что такого кино давно не делали. В "Фаворите" чувствуется почерк уважаемых голливудских динозавров – такое запросто мог бы снять Стивен Спилберг или, например, Джордж Лукас, отвлекись он от эпической джедайской темы. Подобное кино – домашнее, теплое и, вместе с тем, серьезное – в какой-то момент просто кануло в Лету, как боевики с похмельным Брюсом Уиллисом. Последней заметной лентой такого рода был красивый, но не в меру слезоточивый "Искусственный разум" Спилберга.
"Фаворита" снял Гарри Росс – интеллигентный господин, до этого выступивший режиссером красивого и уютного "Плезантвилля". Сценарий "Фаворита" – это история о борьбе и достижениях, о том, что добиваться успеха надо с упорством и верой и что не стоит унывать из-за поражений, о том, что людей без недостатков не бывает, а решает все человеческая воля, принадлежащая к разряду высших материй, о дружбе навеки, о чести и долге. Получилось программное кино о ценностях, близких каждому сознательному американцу. Им такое сейчас нужно, да-да.
Соединенные Штаты, легендарные 20-е годы. "Время, когда появлялись гениальные идеи и умирала индивидуальность", – декламирует голос за кадром. Автомобиль благодаря новаторству Форда становится верным другом любого, даже небогатого, американца. Одновременно начинает бушевать Великая депрессия, и миллионы граждан остаются на улице – с железным конем, но без средств к существованию и надежды. Украшенного благородными сединами механика Чарльза Хоуварда (Джефф Бриджес) эта истерия вроде бы не касается. Он прозябает в беспробудной глуши, где, пытаясь продать еще один велосипед, провожает взглядом очередное перекати-поле. Чахлый бизнес вдруг преображается: совершенно случайно модернизировав автомобиль соседа, Чарльз вскорости становится солидным и уважаемым владельцем автосалона, преданным прогрессу и презрительно отзывающимся о лошадях. Но судьба разыгрывает свой абсурдистский спектакль дальше: одним замечательнейшим Yтром его малолетнего сына давит сверкающая хромом колымага. Решив, что жизнь кончилась, почитав книжки сына и повертев в руках детскую игрушку с шариками и лунками, одинокий старикан пускается в бессмысленные странствия, и на просторах Америки находит: женщину своей мечты, влюбленную в лошадей, аутичного отшельника – врачевателя братьев наших меньших (Крис Купер), слепого на один глаз жокея, всю жизнь проходившего в одной и той же потертой курточке (Тоби Магуайр) – с которыми и сколачивает настоящую dream team, лелеющую строптивого Сухаря – щуплого и обидчивого жеребца, в котором дремлет конь-огонь.
Вся эта линия, уже достойная солидной по хронометражу драмы, – всего лишь скромный пролог к собственно интриге. Дальше следует бесконечная рутина: победы, поражения, травмы и скачки-скачки-скачки. В полтора часа укладывается несколько лет лошадиной карьеры, но каждый день проходит для героев светло и возвышенно – ведь у них есть надежда, цель в жизни и вера в себя. Параллельно с достижениями Сухаря крепнет и Америка.
Для нас, зрителей, мирный и предсказуемый сюжет оказывается интересным благодаря потрясающей визуализации скачек. Ничего, казалось бы, сложного в этом нет – лошадки себе и лошадки, а попробуйте такое снять вкусно. Поэтому в кинематографе страсти бушуют обычно на VIP-ложах ипподромов или в конюшнях. Не таков "Фаворит": здесь лошади – настоящие монстры, ритмично сотрясающие окрестности кинотеатра посредством хорошо настроенной Dolby-системы; жокеи экстремально, но красиво трясутся в седлах, истово стегая лошадей и других жокеев... А наш ретивый Сухарь ни за что не выиграет гонку, если не будет чувствовать острого духа соперничества. И вот он то грустно плетется в одиночестве, а то, бывало, догонит злейшего соперника, посмотрит кляче в глаза – и рванет к финишу, так что только искры собирайте.
В общем, все в порядке в "Фаворите" со скачками. А сюжетная линия развивается себе как запрограммированная, без сюрпризов и головоломок, но в кои-то веки доставляет зрителю чувство пьянящей радости сопереживания героям. Поразительно, но после чахоточного "Догвилля", способствующего развитию депрессии и ревматизма, в прокат один за одним выходят 2,5-часовые фильмы, на которых и не подумаешь зевнуть. Это не мы стареем – это искусство взрослеет.