|
Итак, сначала официальный текст:
"Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании".
Теперь перевод:
Никому из участников избирательного процесса, кроме избирательной комиссии, организующей выборы в избирательном округе, не разрешается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей на участки для голосования. Данный запрет распространяется также на третьих лиц, так или иначе связанных с участниками избирательного процесса.
Чтобы уж совсем стало ясно, о чем речь, приведу пример. Если кандидат, рассчитывая на поддержку жителей удаленного села, подгонит туда автобус и на нем доставит сельчан сначала на избирательный участок, а потом обратно, он может быть сурово наказан, вплоть до отмены регистрации в качестве кандидата.
Спрашивается: почему? Да лишь только потому, оказывается, что в девятьсот каком-то году кто-то из кандидатов в аналогичной ситуации выиграл выборы, а раздосадованные проигрышем конкуренты написали жалобу в ЦИК, указав в ней, что именно благодаря поддержке доставленных на автобусе избирателей их соперник одержал победу. А это, мол, нечестно.
Замечу, людей действительно подвезли к участкам, это все видели. Но видел ли кто-нибудь, как кандидат расставлял галочки напротив своей фамилии в бюллетенях, которые выдавались этим людям?! Так в чем тогда нечестность? В чем общественная опасность этого деяния? Даже если предположить, что галочки ставились, – разве можно так безапелляционно утверждать, что между автобусом и галочкой в избирательном бюллетене есть нерушимая причинно-следственная связь? Если вашу тетю привезли в больницу на машине, но в результате лечения она ушла в мир иной, – разве из этого следует вывод, что больше никого в больницу на автомобильном транспорте подвозить нельзя?
По моим умозаключениям, в сухом остатке "автобусной" нормы имеем следующее: действия, которые способствуют реализации конституционного права избирать и быть избранным и которые поэтому должны всемерно приветствоваться и поощряться, наш законодатель – с подачи ЦИКа – объявляет противоправными.
Автор материала – известный политтехнолог, кандидат юридических наук