|
За минувшие трое суток, пишет издание, удалось выяснить, что пожар в Манеже начался и развивался, как говорят эксперты, по нетрадиционному сценарию - слишком стремительно распространялся огонь по зданию. Однако доказать версию поджога теперь крайне сложно, поскольку все возможные улики уничтожены огнем.
Известно, что в 21:00 в воскресенье охранники Манежа добросовестно обошли все здание и ни один из них не почувствовал даже легкого запаха дыма. А уже через 14 минут после этого по мобильному телефону в пожарную охрану позвонил сотрудник ГАИ, дежуривший на Моховой улице, и сообщил о "пожаре площадью не менее 300 квадратных метров" и "огромных языках пламени", вырывающихся из "шестого по счету слухового окна под крышей Манежа". То есть всего за 14 минут огонь охватил значительную часть чердака.
"Здание Манежа по своей конструкции относилось к третьей, не самой высокой степени огнестойкости, - говорят эксперты. - Весь его чердак и крыша состояли из деревянных конструкций, которые теоретически могли разгореться довольно быстро. Но эти конструкции сложно было разжечь случайной искрой. Дело в том, что все они были очень толстыми: доски пола чердака - 40 мм, обрешетки крыши - 30 мм, стропила из бруса, элементы чердачных перекрытий из мощных бревен. Кроме того, три года назад чердак изнутри по предписанию Госпожнадзора был пропитан огнеупорными солями".
Эксперты убеждены, что 30-миллиметровую защищенную спецсоставом доску не подожжешь ни петардой ни, тем более, искрой, возникающей от короткого замыкания, или окурком. Тем не менее все эти версии были отработаны и отброшены как не нашедшие подтверждения.
Первой отпала традиционная "электрическая" версия. Как пишет "КоммерсантЪ", от нее пришлось отказаться после того, как пожарные изучили схему электропроводки на чердаке. Вся она состояла из двух десятков маломощных осветительных лампочек - другого электрооборудования на верхнем ярусе просто не было. Несостоятельной признали и версию с залетевшей в слуховое окно петардой - все чердачные окна Манежа, как объяснили охранники здания, были застеклены и надежно закрыты на шпингалеты, а пробить железную крышу могла разве что пуля, но никак не китайская пиротехническая игрушка.
Дольше всех остальных продержалась версия о неосторожном обращении с огнем, то есть окурке, забытом кем-то на чердаке. Предполагалось, что от непогашенной сигареты могла воспламениться скопившаяся на чердаке пыль, либо табак, либо торф, которые якобы использовались там в качестве засыпки-утеплителя. "Установить наличие любого из этих веществ во время пожара довольно просто, - объясняют эксперты. - Пыль, например, всегда поднимается в воздух при обрушении конструкций, и эта взвесь тут же взрывается с характерным хлопком. Горящие табак или торф дают характерные дым и запах, которые легко распознает любой пожарный. Однако ни одного из этих признаков при тушении здания Манежа мы не заметили".
О том, что чердак был абсолютно чистым, заявили "Коммерсанту" и все опрошенные сотрудники, обслуживавшие здание. По данным одного из старейших работников Манежа, изначально чердак здания действительно был засыпан толстым слоем табака, который использовался в качестве утеплителя и антисептика, но еще в войну весь табак собрали и пустили на папиросы. "А насчет торфа, которым якобы заменили табак, это вообще полный бред, - объяснил собеседник газеты. - При Сталине за одну попытку уложить на чердак Манежа самовоспламеняющийся материал тут же расстреляли бы".
Отбросив, таким образом, все выдвинутые по горячим следам "традиционные" версии, эксперты пришли к выводу о том, что причиной пожара мог стать только некий "искусственно созданный мощный тепловой импульс". Поджечь чердак Манежа можно было, например, с помощью двух-трех полуторалитровых пластиковых бутылок, наполненных бензином, и оставленной возле них горящей свечи. Бензин разъедает пластик такой тары и выплескивается наружу через пять-десять минут. Этого времени оставившему ее вероятному злоумышленнику как раз достаточно, чтобы скрыться с места преступления.
Другой вопрос, неизбежно возникающий в данной ситуации: кому был выгоден этот пожар. Попытку выяснить это предприняли "Известия". Как пишет издание, этот пожар оказался на удивление выгодным всем, кто имел отношение к проекту его реконструкции.
По мнению источников газеты, из запутанной ситуации, грозившей международным скандалом, подобный форс-мажор теоретически был бы отличным и чуть ли не единственным выходом.
В первую очередь пожар объективно сыграл на руку инвесторам, которые неожиданно для себя осенью прошлого года оказались в щекотливой ситуации. Инвестор - фирма M.S.I. Vertriebs, солидная австрийская компания, занимающаяся организацией и проведением международных специализированных выставок, а также исследованиями в области выставочного бизнеса.
По данным газеты, чаще всего большие мероприятия компания проводила в Манеже, поэтому вполне логичным было ее участие в инвестиционном конкурсе на проект реконструкции исторического памятника. Предложив лучшие условия (право использования 70% выставочного времени ЦВЗ в течение 20 лет после завершения работ в качестве компенсации произведенных затрат, при этом правительству Москвы доставались оставшиеся 30 процентов), компания выиграла конкурс в октябре прошлого года. В течение месяца она должна была подписать инвестиционный контракт. Однако ни через месяц, ни через три документ не был подписан. Как пишут "Известия", причин тому было несколько.
Во-первых, фирма через посредничество своего посольства послала запрос в Минимущество РФ с вопросом: "Может ли Министерство рекомендовать австрийской компании заключение контракта с правительством Москвы на реставрацию памятника федерального значения (охранный номер 258) - ведь распоряжением правительства Москвы от 23.10.2003 №1945-РП здание ЦВЗ "Манеж" рекомендуется отнести к собственности города Москвы лишь в будущем". На что был получен ответ примерно следующего содержания: заключать и подписывать можете что угодно, но на свой страх и риск, поскольку право собственности Москвы на данный исторический объект федеральным законодательством не подтверждается.
Таким образом, пишет издание, компания оказалась победителем конкурса, объявлять который его организаторы (по версии федеральных властей) не имели права. По международным законам компания могла потребовать заключения контракта по суду - особенно учитывая то, что в проект предполагалось инвестировать государственные средства Австрии. Однако ссориться с мэрией компании невыгодно, поэтому руководство выбрало выжидательную тактику. Пожар же позволил инвестору спокойно, сохранив лицо, отойти в тень - это форс-мажорные обстоятельства, а под резко изменившиеся условия фирма, что называется, "не подписывалась".
Характерно, что слухи о возможном отказе M.S.I. от инвестирования в связи с резким удорожанием проекта появились со ссылкой на Иосифа Орджоникидзе буквально через считаные часы после пожара. Гендиректора компании M.S.I. Кристофа Шимонюка нет в Москве, поэтому комментариев у него получить не удалось, однако в его приемной "Известиям" сказали: "Мы ждем - новый проект пока не поступал, поэтому пока все договоренности остаются в силе, по крайней мере до общественного градостроительного совета при мэре Москвы, который намечен на пятницу".
Московская мэрия также осталась "как бы в выигрыше": теперь ни один здравомыслящий человек, будь он самым фанатичным историком архитектуры, не назовет работы в Манеже "разрушением памятника" - памятника-то нет. Забыты все обвинения в архитектурном варварстве - остался только образ спасителей Москвы от неприглядного пепелища, заключает газета.
Между тем сегодня специальная комиссия, которая занимается расследованием причин пожара в выставочном комплексе Манеж, практически обвинила в случившемся руководство зала. Как заявил главный государственный инспектор пожарного надзора Москвы Виктор Климкин, здание Манежа неоднократно проверяли и каждый раз выявляли массу несоответствий правилам пожарной безопасности. В частности, последняя проверка проходила год назад. Тогда нашли 50 нарушений. Климкин также сообщил, что с этого понедельника пожарные проверяют все здания старой постройки в центре Москвы.
Фото: Николай Рыкунов