Тревожные особенности украинской приватизации

Читать в полной версии →
Предвыборный раздел собственности на Украине проходит все в более жаркой атмосфере. Скандальная приватизация "Криворожстали" стала очередным поводом для тревоги в украинском парламенте




Предвыборный раздел собственности на Украине проходит все в более жаркой и скандальной атмосфере. За последний год страна уже продала несколько особенно прибыльных предприятий горно-металлургического комплекса. Наиболее показательной сделкой стала продажа флагмана украинской металлургии – "Криворожстали". Именно скандальная приватизация этого предприятия послужила основой срочного рассмотрения украинским парламентом отчета Фонда государственного имущества (ФГИ) Украины. И хотя отчет ФГИ в Верховной раде планировался давно и является по сути техническим документом, главной причиной происходящего стало желание депутатов от оппозиции отправить главу фонда Михаила Чечетова в отставку.

Дело в том, что продажа крупных предприятий в интересах одной определенной структуры не ограничивается "Криворожсталью". Этот случай получил такую широкую огласку только благодаря участию транснациональных и российских компаний, которые остались недовольны украинской приватизационной действительностью. Не менее спорными были продажи, например, госпакетов акций Никопольского завода ферросплавов (НЗФ) в прошлом году или Северного горно-обогатительного комбината (СевГОКа). Так, корпорации "Интерпайп" контрольный пакет крупнейшего в мире завода по производству марганцевых ферросплавов обошелся в $77 млн, хотя только годовой оборот этого предприятия превышает $300 миллионов. Другие участники конкурса довольно долго протестовали против его условий, которые во многом оказались идентичными "криворожсталевским". В частности, с момента объявления конкурса до его завершения прошло всего 17 рабочих дней, а пресловутые "дополнительные" требования: производство аналогичной продукции в размере 350 тыс. т и выплата дивидендов в последние два года - делали возможным участие в конкурсе только одной структуры. Аналогичные процессы происходили во время продажи госпакетов СевГОКа и Харьковского тракторного завода. По информации комиссии украинского парламента, только в 1 случае из 15 цена продажи госпакетов превышала стартовую. "Стало системой, что потенциальных покупателей, предлагающих самую высокую цену, не допускают к участию в конкурсе, а победителем признают представителя "клана", который платит низкую цену и не дает никаких обязательств", - подчеркнула глава парламентского Комитета по приватизации Валентина Семенюк, депутат от фракции Соцпартии, выступившая с резкой критикой деятельности ФГИ. "Пакеты акций продаются по цене прошлого года, и даже по цене 1995 г., в которой не учитывается уровень возросшей с тех пор инфляции", - заявила она.

Кроме продажи госкомпаний заранее определенному покупателю, широкое распространение получила так называемая "теневая приватизация", когда государство теряло контроль над предприятиями за счет проведения допэмиссий акций или продажи компаний на внеконкурсной основе. Самый известный случай – допэмиссия на ИнГОКе, где, правда, контроль над предприятием, согласно информации украинских СМИ, получили наши соотечественники.

Однако оппозиция, которая сразу в нескольких проектах предлагала признать работу фонда неудовлетворительной и предложить президенту Леониду Кучме уволить Михаила Чечетова с поста главы ФГИ, не смогла добиться принятия ни одного результативного решения. Впрочем, такой поворот событий можно было легко спрогнозировать, поскольку новые собственники "Криворожстали" – Виктор Пинчук и Ринат Ахметов – фактически контролируют две крупнейшие партии проправительственного большинства – "Трудовую Украину" и Партию регионов. Сам Чечетов отрицает обвинения в том, что условия приватизационного конкурса по "Криворожстали" были дискриминационными и специально прописывались под "Инвестиционно-металлургический союз" (альянс Пинчука и Ахметова). Судя по всему, подобные схемы "продажи для своих" на Украине будут действовать и в будущем. Депутатам не удалось даже принять проект, которым вводится мораторий на приватизацию стратегически важных предприятий. Предполагалось, что после принятия этого закона приватизация стоящих на очереди компаний, скажем, "Укретелекома" (украинского национального оператора связи) или "Нефтегаза" будет отложена хотя бы до окончания президентских выборов. Так что вполне возможно, что "Укретелеком", "Укррудпром" (производитель железорудного сырья для отечественной металлургии), "Павлоградуголь" и несколько активов помельче уйдут по аналогичным сценариям. А ФГИ будет исполнять роль "технического посредника".

Впрочем, ФГИ также не удалось добиться полной победы над парламентскими недоброжелателями. Благоприятный для Чечетова вариант постановления по отчету парламентом не был принят. Причем количество народных избранников, проголосовавших в поддержку руководителя ФГИ, почти равнялось числу депутатов оппозиции, отдавших свои голоса за его отставку. Если бы численный перевес оказался на стороне оппозиции, Чечетову грозили бы серьезные неприятности – было выдвинуто предложение Генеральной прокуратуре возбудить уголовное дело против главы приватизационного ведомства. Так что ему стоит призадуматься о своем будущем. Тем более что сейчас на руководителя ФГИ ополчились не только оппозиционеры в родном парламенте, но и зарубежные инвесторы из Америки и Европы, а особенно – наши российские. Судьба же возглавляемого им фонда на данный момент оказалась в состоянии неопределенности, поскольку не принят ни один из законопроектов.

Алексей ДЖУСИН |
Выбор читателей