Фото: russia-today.ru |
"Yтро": Виктор Иванович, как вы восприняли предложение президента по изменению механизма формирования региональной власти?
Виктор Илюхин: Я действительно считаю, что лучший вариант – когда исполнительная власть формируется путем назначения, а не на выборах. Повышается ответственность, появляется контроль, создается тот каркас власти, который не дает государству рассыпаться. Я оппозиционер, но в этом согласен с президентом. Хотя бы по одной причине – выборы губернаторов у нас превратились в фикцию. Выбирают тех, на кого указали перстом. Что, в Чечне состоялись подлинные выборы? Зачем нам играть – ведь Алу Алханова назначили, и назначили в федеральном центре.
За многих из нынешних губернаторов проголосовали на выборах от силы 10-15% избирателей от списочного состава. А потом они кричат: я всенародно избранный и отвечаю только перед народом! Проблема в том, что такой губернатор и избравшему его народу тоже неподотчетен.
"Y": Но ведь по уже действующей норме президент и так мог отставить проштрафившегося губернатора?
В.И.: Да, нынешнее законодательство позволяет главе государства отстранить любого губернатора, не справляющегося со своими обязанностями, через суд. Честно говоря, не знаю, что президенту не хватало, ведь и эту норму можно было эффективно использовать. Вместе с тем, многое зависит от того, каков будет порядок освобождения от должности: будет ли такой же механизм, как и при назначении? А что произойдет, если кандидатура, выдвинутая президентом, не найдет поддержки в местной думе или заксобрании? Будет ли у них право выдвигать своего кандидата?
"Y": Одни правила для всех субъектов?
В.И.: Да, я не знаю, как отреагируют на инициативы президента национальные республики. Не исключаю, что для автономий оставят прежний порядок выборов.
"Y": Какие возникнут сложности, когда на одном властном поле сойдутся назначенный губернатор и выбранный мэр?
В.И.: Я не сомневаюсь, что сработает принцип домино. Назначенные губернаторы проведут в регионах положения о том, чтобы главы районов и городов назначались губернаторами.
"Y": Иными словами, через некоторое время мы сможем выбирать только Государственную думу и президента?
В.И.: Похоже, что так. И в этом кроются проблемы правового свойства. Давайте откроем ст.77 Конституции РФ. Из нее следует, что органы государственной власти формируются в субъектах Федерации самостоятельно, исходя из принятого ими законодательства, а также на основании конституционных принципов и иных принципов, изложенных в федеральных законах. Принципов, но не из самих законов! Принцип нашей Конституции – широкое народное представительство. В ст.3 говорится, что "народ является единственным источником власти", и он делегирует эту власть своим выборным органам. Предложения президента нарушают эти конституционные принципы.
Кроме того, в каждом крае, в каждой республике действует свое законодательство по выборам исполнительной власти. Одним своим обращением в Законодательное собрание страны о новом порядке назначения губернаторов президент зачеркивает законодательство всех субъектов. Конституция это не позволяет.
"Y": Значит последует запрос в Конституционный Суд?
В.И.: Оснований для такого обращения больше чем достаточно. Впрочем, когда говорят, что в России две беды – дураки и дороги, я добавляю – и перевертыши. Их стало в России слишком много. Никогда Конституционный Суд не шел против президента. А если и шел, то лишь формально что-то подправляя, не меняя сути.
"Y": Если меры правильные, но не соответствуют Конституции, тогда что? Пришло время менять Основной закон?
В.И.: Сегодня назрела настоятельная необходимость конституционных изменений по устройству государственной власти. Ну не может президент со всем справиться при такой концентрации власти в одних руках, сколько бы пядей во лбу у него ни было бы. И никто не справится. Отсюда ошибки, провалы в контроле. Отсюда – проходимцы в окружении, которые пользуется этой ситуацией. Мы спрашиваем: почему не сработали силовики? Да потому, что их замкнул на себе президент. А силовики привыкли работать по команде. А команда от президента не всегда поступает четко и вовремя, потому что он сам чем только не занимается: и внешней политикой, и внутренней, и реформами, и законодательством. Получается, что полномочий много, а возможностей их реализовать – нет.
Сформировался чудовищный авторитаризм в формальном демократическом обрамлении. Мы снова поставлены в зависимость: повезет – не повезет. Придет на выборах президента умный или неумный, трезвый или нетрезвый...
Частью своих полномочий президент должен поделиться с Законодательным собранием, частью – с правительством. Мое личное мнение, возможно и радикальное: институт президентства вообще должен быть ликвидирован. Нужна нормальная парламентская республика. Сильный парламент – сильное подотчетное ему правительство. Институт президентства сработал, когда надо было разрушать. Но с нынешними полномочиями в созидательной, творческой работе он не срабатывает.
"Y": Но ведь вы сами соглашаетесь с эффективностью некоторых мер, в частности относительно назначения глав регионов...
В.И.: Президент всех еще раз обвел вокруг пальца, когда предложил эти новые схемы формирования органов государственной власти. Посмотрите: силовой блок не срабатывает, борьба с бедностью провалена, судебная реформа полетела под откос. Сам президент признает, что судебная система и силовые органы прогнили. Скажите, кто за это несет ответственность? Президент. Предложив нам то, что он предложил, президент снял с себя всякую ответственность, перевел вектор критики с себя за то, что он не доделал или не смог сделать. Это замечательный пиар-ход, наживка, на которую мы все клюнули. И теперь все только и обсуждают, что и как получится из новой схемы назначения власти. Мы ушли от главного: от большой дискуссии о причинах терроризма.