С долларом все о'кей. Но не у нас

Читать в полной версии →
"Вечнозеленый" продолжает дешеветь, несмотря на недавнее повышение учетной ставки и бодрые заявления министра финансов США в поддержку сильного доллара. Однако падения с роковыми последствиями не ожидается




На прошлой неделе курс евро по отношению к доллару перевалил за отметку 1,30. Таким образом, с апреля, когда курс составлял 1,176 евро за $1, европейская валюта подорожала на 11,4%. Индекс Dollar, который учитывает курс доллара относительно шести валют крупнейших торговых партнеров США (евро, иена, британский фунт, канадский доллар, шведская крона и швейцарский франк), снизился с начала первого президентского срока Джорджа Буша на 25%, и его нынешнее значение – самое низкое за последние 49 лет. "Вечнозеленый" продолжает дешеветь, несмотря на недавнее повышение Федеральной резервной системой США учетной ставки с 1,75% до 2,0% и бодрые заявления министра финансов страны Джона Сноу о том, что американская администрация поддерживает, дескать, сильный доллар. Впрочем, высказывания Сноу сыграли как раз против доллара – ведь министр ясно дал понять, что такая "поддержка" носит чисто вербальный характер и его ведомство реально ничего предпринимать не собирается, в частности, не будет устраивать валютные интервенции. "Стоимость валют лучше всего устанавливается на открытом и конкурентном валютном рынке, – сказал Сноу, – и наша базовая политика состоит в том, чтобы дать рынку возможность установить правильное соотношение"; тогда как "попытки введения нерыночных механизмов в установлении валютных курсов – неблагодарное занятие, а их результаты бывают самыми неожиданными".

Между тем ни для кого не секрет, что "правильное соотношение на открытом и конкурентном рынке" устанавливается сегодня в результате наращивания нынешней администрацией бюджетного дефицита и, как следствие, дефицита текущего платежного баланса США (в этих условиях слабый доллар – как палочка-выручалочка, помогающая если не сократить, то умерить рост платежного дефицита и уменьшить реальную стоимость внешних заимствований). По итогам завершившегося 30 сентября 2003/04 финансового года, дефицит федерального бюджета составил $413 млрд, или 3,6% ВВП – против $377 млрд в 2002/03 ф.г. При этом рекордный уровень дефицита, который, однако, оказался ниже официально прогнозировавшегося, администрация представила как свое большое достижение. Еще в июле Белый дом предполагал, что дефицит достигнет $445 млрд, а в феврале и вовсе называлась цифра в $521 миллиард. Злые языки утверждают, что прогнозы нарочно завышались, чтобы потом отрапортовать об успехах. Так или иначе, но поступления в государственную казну заметно возросли. Это позволило тому же Сноу заявить, что "президентские инициативы по снижению налогов приносят ожидаемый эффект", и выразить уверенность, что администрации удастся выполнить свое обещание сократить бюджетный дефицит вдвое в течение ближайших 5 лет. По словам главы бюджетного управления Белого дома Джоша Болтэна, наличие внушительного дефицита, конечно, "не радует", но то, что он уступает прогнозам, "напрямую отражает улучшение положения дел в экономике и бюджетном процессе". В ответ на подобные речи старший среди демократов в составе бюджетного комитета палаты представителей Конгресса США Джон Спрэтт заметил, что "выдать крупнейший в истории дефицит за хорошую новость и при этом сохранить доверие к своим словам просто невозможно". Справедливости ради отметим, что нынешний дефицит – рекордный только по абсолютным цифрам, но не по отношению к ВВП. Так, при Буше-старшем дефицит достиг в 1992 г. 4,7% ВВП, а рекорд был зафиксирован при Рейгане – 6% ВВП в 1983 году.

Финансируется бюджетный дефицит за счет иностранных государственных и консервативных частных инвесторов. Согласно опубликованному 16 ноября отчету министерства финансов США, в 2003/04 ф.г. иностранцы купили американских правительственных ценных бумаг на общую сумму $583,4 млрд, в том числе на $381,2 млрд – облигаций федерального казначейства и на $202,2 млрд – облигаций федеральных агентств США. Примечательно, что при таких объемах продаж государственный долг США прирастает относительно медленными темпами – за прошедший финансовый год он увеличился с $5946,8 млрд до $6033,6 млрд, т.е. на $86,8 млрд, или менее чем на 1,5%. Это означает, что федеральные обязательства перед внутренними инвесторами сокращаются.

Грубо говоря, получается такая схема. "Лишние" деньги, которые вбрасываются в экономику благодаря бюджетному дефициту, идут на покупку товаров за рубежом и там конвертируются в обязательства правительства США перед иностранными инвесторами. Однако растущий как на дрожжах дефицит текущего платежного баланса – гораздо больше бюджетного. Во II квартале нынешнего года он достиг $166,2 млрд (еще один абсолютный рекорд), или 5,7% ВВП. При этом торговый дефицит по товарам и услугам составил $150,3 млрд, а если брать только товары, то – $163,6 млрд, то есть 98,5% платежного дефицита. Данные за III квартал будут обнародованы 15 декабря, но уже сейчас эксперты прогнозируют, что в целом за календарный год дефицит платежного баланса по текущим операциям будет равен $620-630 миллиардам. К этому следует добавить отток капитала из страны в виде прямых и портфельных инвестиций. Если в прошлом году прямые инвестиции американских компаний за рубежом составляли в среднем $43,5 млрд в квартал, то во II квартале 2004 г. возросли до $60,7 миллиарда. Правда, возобновился и рост прямых иностранных инвестиций в США, так что среднеквартальное сальдо по прямым капиталовложениям в 2004 г. практически не изменилось – порядка $30 млрд в пользу американских инвесторов. Среднеквартальный нетто-отток по инвестициям в иностранные ценные бумаги равнялся в 2003/04 ф.г. $16,5 миллиардам. Таким образом, сумма текущего платежного дефицита и дефицита по указанным капиталовложениям составляет в годовом исчислении примерно $810 миллиардов.

Чтобы профинансировать такую "недоимку", одних иностранных вложений в правительственные ценные бумаги США недостаточно, тем более что эти вложения имеют тенденцию к сокращению. Доходность, к примеру, по 10-летним облигациям федерального казначейства США составляла в ноябре с.г. 4,1-4,2% годовых (против 3,35% в марте 2003 г.); с учетом обесценивания доллара выходит чистый убыток. Впрочем, консервативные инвесторы как вкладывались, так и будут вкладываться в долгосрочные бумаги американского правительства, хотя и в меньших объемах, а само снижение этих объемов связано даже не столько с показателями реальной доходности, сколько с общим процессом диверсификации активов ввиду появления альтернативной мировой валюты. Во всяком случае, этих объемов хватит для финансирования бюджетного дефицита США. Но как, все же, быть с указанной "недоимкой" по внешним операциям?

Сейчас очень много разговоров о том, что курс американской валюты может упасть до $1,40 за евро или еще ниже. Что ж, не исключено. Но осмелимся утверждать, что если такое случится, то, скорее, вследствие нервозности и спекуляций, нежели как результат реальных макроэкономических тенденций. Как уже отмечалось, дешевый доллар для администрации Буша – что палочка-выручалочка, однако палочка эта – о двух концах. С одной стороны, слабая валюта, конечно, стимулирует экспорт и сдерживает импорт, но с другой – снижает привлекательность инвестиций в национальные ценные бумаги, необходимых для финансирования платежного дефицита. Для оценки действительных угроз доллару первостепенное значение имеют не показатели дефицита бюджетного и текущего платежного баланса, а показатели иностранных вложений в американские корпоративные ценные бумаги.

И вот ведь парадокс – на фоне дешевеющего доллара эти вложения растут! За 2003/04 ф.г. иностранцы прикупили корпоративных облигаций США на сумму $297,1 млрд, так что, с учетом покупок правительственных бумаг, совокупный приток капитала по данным позициям составил $880,5 миллиардов. Если иностранные вложения в правительственные бумаги США снизились в III квартале с.г. до $97,6 млрд по сравнению со $145,8 млрд в среднем за квартал финансового года, то вложения в корпоративные облигации возросли до $99,0 млрд против $74,3 млрд и $67,6 млрд среднеквартальных значений соответственно в 2003/04 финансовом и 2003 календарном году, причем только за сентябрь они составили $44,6 миллиарда. Видимо, в отличие от стагнирующей экономики ЕС, растущая американская экономика способна даже при падающем долларе обеспечить удовлетворительное для инвесторов соотношение доходность/риск. И пока такое положение сохраняется, то есть пока не пересыхают внешние источники финансирования экономической политики администрации Буша, доллару – с макроэкономической точки зрения – всерьез ничего не угрожает.

Сергей ЭДУАРДОВ |
Выбор читателей