Деда Мороза спасут от нечестивой Снегурки

Читать в полной версии →
РПЦ выяснила, что Дед Мороз долгие годы жил во грехе, якшаясь с нечистой силой, принимавшей обличие Снегурочки. Выход один – побыстрее крестить старикана




В советское время Дед Мороз как явление никого, кроме детей, не интересовал. Есть Дед Мороз, нет Деда Мороза – какая разница, если 1 января все равно наступит похмелье. С наступлением новых экономических отношений ушлые люди быстро сообразили, что на Дедушке можно и заработать, и неплохо пропиариться. И тут началась уже совсем другая история новогоднего старичка…

Безвестный массам городок в самом северо-восточном углу огромной Вологодской области, Великий Устюг, объявили родиной Деда Мороза. По слухам, проект продвигали вологодские власти при деятельной поддержке самого московского градоначальника. Вложили большие деньги, устроили компанию в прессе, и в Великий Устюг потянулись туристы, а региональные начальники начали быстренько подсчитывать барыши.

Однако идиллия продолжалась недолго. Деда Мороза неожиданно атаковала Русская Православная Церковь в лице епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана. Епископу не понравилось то, что фигура Деда Мороза должным образом "не очищена ото зла". Другими словами, внушалась мысль, что надо бы нам Деда этого Мороза… крестить да поскорее!

В своих публичных заявлениях Максимилиан указывал, что хочет поучаствовать в компании продвижения проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза", направить его, так сказать, в правильное русло, чтобы программа стала созидательной. До этого, вероятно, она была направлена на разрушение всего и вся. Так и представляешь себе образ Деда Мороза–киборга. Вследствие крещения "Дед Мороз перестанет общаться с нечистой силой". Надо думать, что под нечистой силой понималась Снегурочка, так как Дед Мороз, кроме своей внучки и детей, вроде больше ни с кем в тесном общении до сих пор замечен не был.

Правда, несколько позднее владыка оговорился, что крещение в данном случае не надо понимать как принятие таинства крещения. Речь шла о христианизации образа Деда Мороза. И добавил довольно странный аргумент о христианском смысле славянских сказок, видимо, имея в виду сказочное происхождение персонажа. Мнение насчет христианского звучания народных сказок в устах епископа смело можно считать новым словом в изучении устного наследия русского народа. До епископа все ученые склонялись к противоположному мнению о глубоких архаичных корнях сказочного фольклора, лишь в очень редких случаях включающего в себя какие-то ранние христианские мотивы.

Ситуация анекдотична еще и тем, что образ Деда Мороза, несмотря на всю внешнюю непохожесть на христианского персонажа, во многом вырос из народного культа поклонения православному святому.

Дед Мороз, он же Санта-Клаус, выкристаллизовался из культа почитания Святого Николая Мирликийского, русскому населению более известного под именем Николы Угодника. Праздник Николы Зимнего приходится на 19 декабря. В этот день было принято дарить бедным детям подарки. Конечно, на форму празднования повлияла традиционная культура русских, однако персонификация фигуры Деда Мороза произошла как раз благодаря святому Николе. Характерно, что нехристианские культуры подобной фигуры не знают. У русских православных Никола Угодник, самый популярный заступник человека перед Богом, вобрал в себя общие черты предков – охранителей. Из множества неопределенных сил и духов древнего культа предков, образ Николы Угодника слепил одного – Деда Мороза. Так что нельзя Деда в красной шубе считать ни язычником, ни христианином. Он и то, и это.

А уж приурочила Деда Мороза к Новому году и вовсе только советская власть, запретившая отмечать гораздо более популярный некогда у нас праздник Рождества. И Дед Мороз, и елка, и подарки детям до революции были атрибутами Рождества, а никак не Нового года. По идее, РПЦ должна быть довольна, ведь не совсем каноничного персонажа безбожная власть репозиционировала с церковного на гражданский праздник. Тем самым смысл Рождества как раз и очистился, с православной точки зрения. Зачем после этого еще и на Деда Мороза нападать? Может быть только потому, что конкретный великоустюгский Дедушка приносит хорошую денежку и в ус не дует делать реверансы в сторону православной иерархии?

В последнее время страсти по Деду Морозу поулеглись. Возможно, церковь и организаторы проекта договорились. С другой стороны, серьезных изменений в имидже великоустюгского Деда Мороза как-то не очень то и заметно. Ну, а нашего, обычного Деда, что приходит к детишкам с подарками в новогоднюю ночь каждый год, церковь вроде пока не трогает. И на том спасибо.

Да, кстати, вся эта кутерьма с христианизацией Мороза доказывает, что православная церковь в существование Деда Мороза еще как верит. Нельзя же крестить то, чего нет, в самом деле.

Выбор читателей