|
Однако, как выяснилось вчера, производители – не единственные, о чьих интересах хотело бы позаботиться российское правительство. В первую очередь необходимо защищать отечественных потребителей, заявил вчера Герман Греф, отвечая на вопрос о мерах по защите отечественных производителей в рамках вступления России в ВТО. "Как только начинаешь защищать производителей, в частности сельхозпроизводителей, это обходится в копеечку российскому потребителю", – отметил глава Минэкономразвития. По его словам, защитные меры со стороны государства зачастую приводят к созданию неконкурентоспособных предприятий.
Сложно сказать, что конкретно подразумевал Греф под защитой интересов отечественного потребителя, но сама постановка вопроса выглядит актуальной. Так, например, массированное наступление на ввоз в Россию подержанных иномарок ради поддержания производителей "Волг" и "Жигулей" сложно охарактеризовать иначе как покушение на интересы потребителей. В большинстве случаев импортируемые неновые иностранные машины в гораздо большей степени отвечают требованиям качества и безопасности, нежели "новейшие" отечественные изделия. Не секрет и то, что ни одна из самых перспективных новинок отечественного автопрома до сих пор не способна конкурировать с выпускаемыми иностранными образцами. Все сказанное относится, увы, к подавляющему большинству отраслей российской промышленности, занятому выпуском потребительских (и не только) товаров. На этом фоне предложение Грефа выглядит вполне обоснованным.
Сложившееся в последние годы мировое распределение труда таково, что многие развитые страны отказываются от собственного производства целых товарных групп, отдавая их на откуп иностранным производителям. Самый известный пример: отказ США от производства собственных марок телевизоров и широкого ассортимента бытовой электронной техники. Предприимчивые американцы сочли невыгодным заниматься тем, что лучше них могут сделать японские, корейские или европейские фирмы, собирающие свою продукцию на построенных в США заводах. То же можно сказать и о компьютерном "железе", разрабатываемом в США, ЕС и Японии, производимом в Юго-Восточной Азии, а используемом по всему миру. Российская же "забота" об отечественном производителе уходит корнями в советские времена, когда окруженный кольцом врагов СССР был вынужден сам обеспечивать население всем необходимым.
Сегодня Россия пустила на свой рынок конкурентоспособную продукцию из других стран, в значительной степени потеснившую отечественные товары. Однако приведенный выше пример с США не может быть образцом для подражания, поскольку некорректно сравнивать сырьевую Россию с постиндустриальной Америкой. Если одни не делают телевизоров только потому, что имеющийся в стране инженерно-производственный потенциал может быть использован более эффективно в других направлениях, то другие не могут себе этого позволить из-за отставания производственно-технологической базы. Стоит ли при этом закрывать границы конкурентному товару и делать преференции своему производителю только из-за того, чтобы он в туманном будущем улучшил качество собственной продукции – вопрос из разряда философских.
Однако Россия не Америка, и доставшаяся нам в наследство от СССР схема построения экономики и внутреннего потребительского рынка – это реальность, данная нам в ощущения. Полностью прекратив поддерживать отечественного производителя несырьевых товаров, Россия окончательно закрепится в роли сырьевого придатка индустриального и постиндустриального мира. А лишившись притока нефтедолларов (что рано или поздно произойдет), она не сможет позволить себе и половины того, что позволяет сейчас. Тогда, возможно, и придется вспомнить о "Жигулях" и магнитофонах "Электроника"...
Мы затронули лишь один аспект обширной проблемы, связанной с местом и ролью отечественного товаропроизводителя в современных условиях. Прекрасно, что глава МЭРТ столь смело высказывается за заботу о российском потребителе; хотелось бы только, чтобы эта забота не переросла в самоцель.