|
Суть закона можно кратко определить как перераспределение полномочий между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями. Главная идея реформы – снять с федеральной власти ответственность за социальную защиту граждан и переложить ее на вновь создаваемые муниципальные образования, которые должны будут отвечать за исправную работу образовательных и медицинских учреждений, коммунальных служб, своевременную выплату зарплат и пенсий.
Мысль о необходимости подобного закона зародилась в недрах кремлевской администрации еще в 2002 году. Главным разработчиком стал Дмитрий Козак, занимавший в ту пору пост заместителя главы администрации президента. Идея перенаправить народное недовольство с федеральной власти на местную выглядела вполне разумной и здравой, тем более в преддверии не слишком популярных социальных реформ, которые начинал Владимир Путин. Однако на пути ее реализации встала серьезная проблема: полномочия и собственность между муниципальными образованиями и регионами до сих пор не поделены. Более того, как сообщил недавно председатель Счетной палаты Сергей Степашин, на сегодняшний день лишь от 30 до 50% расходных обязательств муниципальных бюджетов покрывается их доходами.
Таким образом, вместо того, чтобы улучшить репутацию федеральных властей, новый закон рискует вызвать лишь усиление социальной напряженности в регионах, где после вступления в силу пресловутого закона о монетизации и так не слишком-то любят Москву. "Идеи этого закона вполне разумны, – заявил "Yтру" директор Института региональных проблем Максим Дианов. – Однако если его в ближайшее время его ввести по всей стране, ситуация в регионах резко обострится".
Как считает Дианов, после принятия этого закона у региональной власти не будет возможности решать многие острейшие проблемы. Например, оперативно выделить средства замерзающему поселку. Конечно, изыскать дополнительные ресурсы в форс-мажорных ситуациях было нелегко и раньше, но прежде сильные губернаторы имели больше возможностей брать кредиты через разного рода банковские системы. Вряд ли это же удастся только что созданным муниципальным образованиям, не имеющим серьезной власти и влияния. По мнению Максима Дианова, к лету 2006 г. во многих регионах может сложиться катастрофическая ситуация, что весьма негативно скажется на имидже партии власти на предстоящих парламентских выборах.
Похоже, сами "медведи" полностью разделяют это мнение. На днях 23 депутата (18 членов "Единой России", остальные – из фракций "Родины" и КПРФ) выступили с предложением отложить введение в действие реформы местного самоуправления – до 1 июля 2008 года. Как объяснил вчера на пресс-конференции один из авторов этой инициативы Геннадий Гудков, по их мнению, "правительство не выполнило свое обещание о четком разграничении межбюджетных отношений, а также ряд других, что ставит под сомнение возможность нормального проведения реформы местного самоуправления с начала будущего года". "Мы боимся, что с муниципальной реформой будет так же, как и с монетизацией", – добавил он. Любопытно, что другой участник пресс-конференции, председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации Леонид Рокецкий был настроен более оптимистично и высказался за то, чтобы реформа местной власти началась, как это и предусмотрено законом, с 1 января 2006 года.
Судя по всему, такая разноголосица депутатов показывает, что дата введения в силу закона еще не определена в самом Кремле. "Я боюсь, что, неподготовленный закон будет введен в действие, а затем, под влиянием социального недовольства, к нему будут приняты такие поправки, которые, по сути, полностью его обесценят, – поделился своими опасениями с "Yтром" Максим Дианов. – А жаль, закон полезный и мог бы позитивно сказаться на развитии отечественной экономики".